Дьявол уносит Prado
Среди них нефтяные British Petroleum и Shell, закрывшие свои автозаправки и разорвавшие связи с российскими партнёрами; Visa и MasterCard, прекратившие выпуск банковских карт и отказавшиеся обслуживать старые; SWIFT, отказавшийся работать с российскими банками, попавшими под санкции; Western Union тоже не работает с россиянами.
О приостановке продаж заявили Adidas и Nikе. Сеть McDonald's закрыла 850 ресторанов в России, в которых работают 62.000 человек. 19.000 человек, работающих в компании PepsiCo, тоже остались без работы. На сайте «Coca-Cola Россия» говорится, что в компании работает 7.000 человек. При этом каждое рабочее место в компании создаёт до 8,7 рабочих мест у поставщиков и клиентов. В сумме это 66.000 рабочих мест.
Появляются сообщения, что с российского рынка ушли иностранные автопроизводители.
– Никто с нашего рынка не ушёл! – парирует автомобильный обозреватель Игорь МОРЖАРЕТТО. – Все заявляли, что приостановлены продажи на российском рынке. Никто не уходил. Извините, останавливает производство чаще всего наш «АвтоВАЗ»: у него серьёзные проблемы с комплектующими. Мы же не говорим, что он уходит.
– Это огромный рынок, который терять никто не захочет, – уверен основатель маркетингового агентства Kaufman Станислав КАУФМАН. – С другой стороны, они сейчас руководствуются общественным мнением, а не бизнес-интересами. Поэтому, если они не отреагируют, то их просто «затопчут» и начнут бойкотировать. Их ущерб будет намного больше. За репутационными потерями последуют финансовые.
В России всё чаще раздаются голоса, предлагающие национализировать имущество иностранных компаний, остановивших производство и отказывающихся выплачивать работникам заработную плату в период вынужденного простоя. Партия «Единая Россия» уже подготовила по этому поводу соответствующий законопроект.
По нему у компании-собственника будет 5 дней, чтобы возобновить работу в России. В течение этого времени она должна будет начать работу или продать свою долю. Если этого не происходит, суд на 3 месяца назначает временную администрацию, после акции новой организации выставляются на торги, а старая ликвидируется. Покупатель новой организации обязуется сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность старой организации.
– В российском и международном праве есть понятие: предотвращение большего вреда меньшим, – говорит заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрей ИСАЕВ. – Да, безусловно, мы наносим удар по правам собственности данных предприятий, но мы тем самым предотвращаем вред, который эти организации наносят работникам, своим клиентам, поставщикам и смежникам.
Европа, Япония, Канада и США запретили своим авиакомпаниям летать в Россию, поставлять свои самолёты и запчасти.
Всего в России около 1.300 самолётов. Российского производства из них – менее 20%. Причём все они – региональные или среднемагистральные (с дальностью полёта до 6.000 километров).
Что делать?
Называются несколько вариантов возможного выхода из ситуации.
Первый – аренда самолётов у азиатских компаний. Например, у Китая, если у него есть лишние борты. Китай их обеспечивает запчастями и ремонтирует, а россияне – только заправляют и летают.
Второй – запустить в российское небо больше авиакомпаний из стран, не присоединившихся к объявленным против Москвы санкциям. Тем более, что на международных рейсах иного выхода и так нет.
Третий – начать уже производить собственные самолёты, а не побираться по миру. Лайнеров, выпускаемых под маркой «Ил» на заводе в Воронеже, явно недостаточно для покрытия потребностей страны.