Дьявол кроется в деталях
По данным аналитиков сервиса OLX, спрос на автомобильные запчасти в Казахстане по итогам января-апреля 2021 года вырос практически на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, предложение на рынке увеличилось на 30%.
Такие пугающие цифры статистики получились из-за стареньких машин. Именно продажи частей б/у и деталей с авторазбора испортили общую картину торговли автозапчастями.
Развалы автоярмарки на проспекте Нокина ориентированы как раз на владельцев старых авто.
– Спрос на новые детали снизился уже давно. Наверное, года 3 назад, когда появилось много салонов. А наши покупатели – люди небогатые. Разве те, у кого есть деньги, будут ездить на машинах российского производства? – поделилась продавец Венера. – Они считают каждую копейку, а нам нельзя задирать цены.
Однако на некоторые детали цены подскочили. Например, катализаторы подорожали вдвое. Дело в том, что ужесточение требований к экологической безопасности машин заставляло владельцев старых авто менять эти детали, хотя на ходу автомобиля это не сказывалось. В остальном небогатые автовладельцы экономят на всём, порой в ущерб собственной безопасности.
И железные кони дохнут
Сейчас оборот деталей на авторынках упал на треть. Мелким торговцам наступают на пятки крупные автосалоны, которые торгуют оригинальными запчастями и дают гарантию на свой товар. Как удалось выяснить, торговцы с рынка накручивают не больше 20% на запчасти, и лишь совсем копеечные детали можно продать на 30% дороже оптовой цены. Иначе экономные покупатели совсем не будут ничего брать.
К тому же торговлю портят сайты с объявлениями. Автолюбителю, у которого завалялась лишняя деталька, проще выложить своё предложение на «ОLX», чем пытаться сдать запчасть кому-то под реализацию. Именно в интернете спрос значительно превышает предложение. По данным портала «ОLX», подавляющее количество объявлений о продаже деталей для автомобиля становятся неактуальными уже в течение первых суток. А после трёх дней своего покупателя не могут найти считанные единицы.
Из-за дефицита запчастей, люди предпочитают избавляться от старых машин. Из-за этого количество зарегистрированных машин снизилось на 0,2%. Сдавать машину на разбор тоже невыгодно. Сейчас машины на запчасти покупают вчетверо дешевле, чем 2 года назад. Всего же, по состоянию на 1 марта 2021 года, в нашей стране поставлено на учёт 3.853.300 автомобилей.
Кручу-верчу, починить хочу
На советские машины новых деталей нет практически уже пару десятков лет. Последние новенькие запчасти на «Жигули» и «Запорожцы», хранившиеся в гаражах у запасливых автолюбителей, были проданы лет 5 назад. Однако спрос на детали для древних «железных коней» ещё есть, и спасает владельцев только авторазбор.
– О моём киоске, наверное, вся область знает, – шутит продавец Александр. – Ко мне чаще всего приезжают клиенты из посёлков. Там советских машин ещё много осталось. Есть постоянные покупатели, в основном, старики. Они так привыкли к своим старым машинам, столько сил в них вложили, что ни на что не хотят их менять. Есть и такие, которые купили советскую машину за бесценок, лишь бы было на чём ездить. Лет 10 выкручиваюсь, как могу. Каждую деталь, которую мне сдают, я разбираю до винтика, бывает, из трёх одну делаю. Из моего товара ничего не залёживается! Любую ерунду купят быстро.
Места надо знать
С деталями же для новых машин ситуация прямо противоположная. Авторынок ими перенасыщен, а если чего-то и нет на прилавках, то после заказа нужную деталь привезут сразу же. В конкурентной борьбе интернет-магазины существенно сократили сроки доставки. Если раньше заказ надо было ждать от недели до пары месяцев, то сейчас товар доставляют в среднем за 3 суток.
В интернет-магазинах товары дешевле процентов на 10, чем в автосалонах; на треть, чем в автобутиках; и почти вдвое – чем на авторазвалах. Однако полностью в онлайн продажа запчастей уйдёт не скоро. Дело в том, что товар этот больно специфичен. Достаточно ошибиться в одной цифре при заказе, и покупателю придёт совсем другая деталь, а продавцы сразу предупреждают, что несут ответственность лишь за заводской брак. Исправную, но оказавшуюся ненужной запчасть большинство интернет-магазинов обратно не примут. Для продавца из бутика, который торгует деталями постоянно, подобная ошибка лишь досадная неприятность. Рано или поздно на любую запчасть найдётся покупатель, а в крайнем случае её можно продать со скидкой и всё равно выгадать хоть пару сотен тенге. Автолюбитель же, покупающий детали только для своего железного коня, продать ненужное может разве что за полцены.
К тому же необходимы навыки, чтобы не запутаться в сотнях интернет-магазинов, знать, где и что продаётся дешевле, быть в курсе распродаж и акций, то есть едва ли не жить в интернете. Просто автолюбитель позволить себе этого не может.
Любой каприз за ваши money
При наличии же больших денег покупка запчастей превращается в увлекательное хобби. Для любителей ретро-автомобилей, редких машин и безумно дорогих моделей, есть свои форумы, порталы объявлений и интернет-магазины, индивидуально подходящие к каждому платёжеспособному заказчику.
– Один из моих частых клиентов купил редкую модель «Вольво», начала 80-ых. Машина давно была не на ходу и нуждалась в капитальном ремонте, вот только дизайн у неё был очень необычным, красивым, – поделился продавец Сергей ЛЕБЕДЕВ. – Деньги у этого человека водились, и ремонт он сделал довольно быстро. Какие-то детали нашлись в продаже тут, в Актобе, что-то подошло от других моделей, что-то пришлось привозить на заказ. Проблема возникла с бампером. Там он нестандартной формы, такие давно сняты с производства, а ничего похожего не было ни в Казахстане, ни в России. Но одна московская фирма вызвалась помочь. За солидную плату они оформили запрос напрямик заводу-производителю. И там этот бампер изготовили в единственном (!) экземпляре. Но, конечно, и стоило это, как приличная подержанная иномарка.