Двигай пропеллером и взлетай
Необычного шпиона приметили служащие войсковой части №30238: над парком боевых машин они обнаружили летающий дрон, который якобы делал несанкционированные снимки.
Как рассказали в военном институте сил воздушной обороны, примерно в половину десятого вечера начальник караула лейтенант Олжас ЗАРЛЫХАНОВ заметил квадрокоптер и, не откладывая в долгий ящик, доложил дежурному по части капитану Нуржану БАЙСАКАЛОВУ.
Дальше события развивались быстро. По тревоге была поднята группа быстрого реагирования, военные начали искать хозяина неизвестного летательного аппарата. Далеко идти не пришлось: владельца игрушки обнаружили неподалёку от части 30238.
Он прибытию военных, мягко говоря, удивился. О том, что нарушил сразу несколько правил, оператор дрона тоже не догадывался.
– По словам оператора, квадрокоптер был приобретён всего сутки назад, и полёт над территорией войсковой части был пробный. Так это или нет, будут выяснять правоохранительные органы. Полёты беспилотных летающих аппаратов над объектами обороны являются действиями, нарушающими закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, – сообщили в пресс-службе ВИСВО.
Нарушил? Штраф
Как бы ни обстояли дела на самом деле, незнание законов не освободит хозяина квадрокоптера от ответственности. Его задержали и доставили в департамент полиции Актюбинской области для выяснения всех обстоятельств. Там же и объяснили, какие именно правила он нарушил.
Выяснилось и то, что владелец не зарегистрировал свой летательный аппарат по всем существующим правилам. Оказалось, что казахстанцы должны получать письменное разрешение от комитета гражданской авиации, свидетельствующее о том, что дрон поставлен на учёт.
– Лётные схемы воздушных устройств, в том числе и дронов, в обязательном порядке согласовываются с уполномоченными органами национальной безопасности, – объяснили в ВИСВО. – Оператор беспилотника заблаговременно должен предъявить лётный маршрут и получить разрешение на использование воздушного пространства. Запрос отправляется в министерство обороны Казахстана. После утверждения лётной схемы или маршрута полёта, запрос направляется органам управления воздушным движением и службам полётно-информационного обслуживания.
Одним словом, бюрократия добралась и до, казалось бы, невинных квадрокоптеров. Наказание за нарушение правил предусмотрено самое настоящее: в соответствии со статьёй 563 КоАП, физическому лицу грозит штраф в размере 10 МРП. Если в течение года хоть одно из нарушений повторится, размер штрафа увеличится до 15 МРП с конфискацией самого дрона.
Игрушка на полтора миллиона
С квадрокоптерами актюбинцы неплохо знакомы. Летающий механизм, устроивший переполох среди военных, не так сложно купить в обычном магазине напрямую или онлайн. Характерное жужжание можно расслышать во время городских праздников, концертов на открытом воздухе или спортивных соревнований. Существуют даже фотостудии, предлагающие произвести съёмку в том числе и с квадрокоптера. На этот случай дроны оснащены фото– и видеокамерами.
По сути, позволить себе простенький квадрокоптер может любой. В обычных магазинах, не специализирующихся на электронике, такую игрушку на пульте управления можно отыскать уже примерно за 10-15 тысяч тенге. Никаких гарантий не полагается, инструкция наверняка будет на китайском. Словом, вертолётик на радиоуправлении, только с наворотами. Впрочем, в качестве самой первой модели на пробу – лучше не придумаешь.
В крупных магазинах электроники выбор дронов и квадрокоптеров внушительнее. Самые дешёвые, с учётом всех скидок, стоят около 25.000 тенге. Есть модели и подороже: и за 200, и за 300, и за 400 тысяч.
Самый дорогой профессиональный дрон, который удалось обнаружить на витринах наших магазинов, стоит почти 1.200.000 тенге. В описании указывается, что модель оснащена камерами, делает снимки высокого разрешения, в неё встроены все необходимые трекеры и датчики. Если конфискуют такую технику, будет вдвойне обидно.
Любители больших скидок и дешёвых товаров могут просто-напросто заказать квадрокоптер через платформу «Алиэкспресс» из Китая. Стоимость китайской модели без учёта доставки в Актобе начинается уже с 1.500 тенге. Это, конечно, не профессиональный дрон, но тоже летает и что-то фотографирует.
А разрешение ты дома не забыл?
Громких прецедентов, когда хозяев дронов арестовывали за несанкционированные полёты, в Актобе до последнего времени не возникало. И если запрет на съёмку над воинской частью понять можно, то что делать тем, кто решил просто запустить разок-другой дрон в парке отдыха? Выверять маршрут и регистрировать его в перечисленных учреждениях перед каждой прогулкой?
Как объясняют специалисты, строгие правила, регламентирующие полёты дронов и квадрокоптеров над городами, появились потому, что несанкционированные полёты крайне опасны. Правда, угрозу они представляют в основном не для обычных людей, а для полётов воздушных судов и обеспечения государственной безопасности.
Документ, который регламентирует полёты беспилотников, именуется законом «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». Те, кто увлекается дронами, могут гордиться, что стали на шаг ближе к большой небесной романтике: этот же закон выдвигает требования к обычным воздушным суднам, экипажу, аэродромам. Каким-то образом в общую авиационную компанию вписались и простенькие квадрокоптеры с камерами.
Особенно советуют обращать внимание на две статьи этого закона, обе они сводятся к обеспечению безопасности окружающих. Например, в статье 31 говорится, что если летательный аппарат (в том числе и квадрокоптер) кружит над густонаселёнными районами городов или посёлков, то ему нужно придерживаться определённой высоты. Такой высоты, чтобы и людям не мешать, и в случае аварии приземлиться без неприятностей. Точные цифры не называются, впрочем. Исключений немного: взлёт, посадка или специальное разрешение от органов управления воздушным движением. Проще говоря, замыслил любые манёвры в небе – пожалуйста, получи бумажку с нужными подписями и печатями.
К безопасности призывает и статья 33 того же закона:
«Эксплуатация беспилотного летательного аппарата должна сводить к минимуму угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, повреждения (порчи) имущества, опасность для других воздушных судов при соблюдении условий, установленных Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан и эксплуатационной документацией беспилотного летательного аппарата», – указывается в документе.
Далее советуется и над охраняемыми объектами не летать, в том числе и над военными частями. А то мало ли что, военные – народ нервный и подозрительный.