Дружба дружбой, а денежки – врозь
В феврале 2002-го года австрийская компания ОMV разработала проект по строительству газопровода «Набукко». Его проектная мощность составляла 32 млрд кубометров газа в год. Это 10% от потребностей всего Европейского Союза и ряда других стран. Так Казахстан мог бы реализовать своё голубое топливо в обход России и, соответственно, продавать его дороже. В Венгрии и Румынии уже провели 47 км газовой магистрали, но тут в игру вступили политические интриги. Россия стала требовать от поставщиков вносить в проект кучу мелких коррективов, в результате чего стоимость газопровода выросла вдвое: с 7 до 14 млрд евро. Потом некстати началась война в Южной Осетии, а затем обострилось противостояние в Нагорном Карабахе. Это поставило вопрос о безопасности газопровода.
Мы его слепили из того, что было
Сейчас вместо масштабного «Набукко» в эксплуатацию запущен более скромный Трансадриатический газопровод. По сути, это сляпанный как попало «Набукко». Государства, уже построившие свою часть газовой инфраструктуры, решили, что негоже пропадать добру. До этого года такое положение дел, хоть со скрипом, но всех устраивало.
Казахстан понимал, что дружба с РФ важнее прибыли; ЕС было не особенно важно, каким путём газ идёт в европейские дома; а остальные страны не волновало, кому продавать природные богатства. Проблема обострилась только сейчас, когда Россия стала использовать энергоносители как средство политического давления на «недружественные» страны. Правда, рассчитываться за российское геополитическое влияние приходится Казахстану. До спецоперации мы продавали голубое топливо соседу по $166 за тонну, а уж РФ перепродавала его в Европу по 350-450 баксов. Сейчас ситуация стала ещё хуже. России и свой газ девать некуда, так что продать мы его можем максимум за $90, да и то, если покупатель захочет решать логистические головоломки.
В поле каждый колосок
Казахстан богат не только газом и нефтью. Наши поля в урожайный год могут обеспечить полмира качественной пшеницей. В латвийском порту Вентспилс в 2008 году Казахстан купил зерновой терминал, способный вместить 1,5 млн тонн пшеницы. Но в год туда поступает не больше 75.000 тонн зерновых. Дело в том, что за перевозку грузов по территории РФ КТЖ был выставлен счёт втрое выше, чем вводят другие страны. В результате несколько лет подряд на казахстанских полях гибло около 1 млн тонн пшеницы: фермеры были вынуждены топить печи зерном, потому что на уголь денег не хватало, а на отправку пшеницы морским путём у нас не было ни налаженных связей, ни ресурсов. В прошлом году лето выдалось неурожайным, и о проблеме забыли. Какие дары нам готовит грядущая осень, ещё неизвестно, но уже сейчас по фьючерсам за зерно предлагают немалые деньги. Из-за конфликта в Украине (европейской житнице) – к осени ожидается острая нехватка зерновых, и западные мукомолы готовы платить за пшеницу приличные суммы. Вот только обогатиться Казахстан на этом не сможет, даже при рекордном урожае. Привезти зерно покупателю нам не на чем.
Везти ширпотреб из Китая в Европу быстрее, выгоднее и удобнее через Иран и Турцию. Вот только железнодорожной ветки к каспийским портам Ирана не существует. В середине нулевых в Поднебесной решили исправить эту оплошность и проложить через Казахстан узкоколейку, способную пропустить через себя 20% грузов. Наша страна в этом случае получала бы как минимум $1 млрд ежегодно (и это в мирное время). Но Россия выразила недовольство грядущим строительством, потому что этот миллиард баксов ей нужен самой. Поэтому, чтобы не ссориться с северным соседом, проект быстро свернули.
Сейчас, когда прежний грузопоток через Россию, Украину и Белоруссию нарушен, сумма прибыли Казахстана увеличилась бы втрое.
И на небе есть границы
Если сравнить стоимость билетов «Эйр Астаны» и российских авиакомпаний в Индию, Монголию, Китай и Южную Корею, то получится интересная картина. Из Москвы долететь в эти страны намного дешевле, хотя самолёту нужно преодолеть на 2.000 км больше. Дело тут отнюдь не в алчности казахстанских авиаперевозчиков. Дело в том, что в 2016-ом году Россия установила для «Эйр Астаны» роялти за полёты над своей территорией. То есть, за каждую милю в российском небе платить надо приличную сумму. Любопытно, что казахстанскому судну, чтобы попасть в эти страны, нужно преодолеть всего 300 км над Россией.
А вот Казахстан, как щедрая душа, позволил россиянам летать в своём небе бесплатно, даже гордо объявив, что это называется «чистым небом». Единственная выгода наших аэропортов лишь в том, что парочка рейсов может приземлиться и у нас, и, возможно, возьмёт на борт несколько пассажиров. Если, конечно, в салоне будут пустые места.
Однако казахстанцы предпочли делать крюк через Шереметьево, так что никакой выгоды от своей щедрости мы не получили.
За время пандемии проблема стихла, но сейчас, когда почти вся Восточная Европа закрыта для перелётов, вопрос вновь становится очень остро.
Ещё одна проблема, когда двоим в небе стало тесно, – космодром Байконур. Для покорения космоса со своей территории Россия использует экологически чистые виды топлива, а пускать ракеты от нас можно и на токсичном гептиле. Именно это топливо, по мнению большинства независимых экспертов, стало причиной гибели популяции сайгаков в 2015-ом году.
Мы тоже не белые и пушистые
Справедливости ради нужно отметить, что и Казахстан в этой ситуации отнюдь не невинная жертва северного соседа.
Начиная с 2014-го года, наши чиновники решили погреть руки на санкционной политике. Под удар попали простые дальнобойщики. На казахстанских границах таможенники проявляли странную «бдительность», проверяя грузы в Россию, якобы, чтобы не допустить реэкспорта. Особый интерес стражи границы проявляли к фруктам, овощам и другим скоропортящимся продуктам. Грузовики мурыжили на границе сутками, из-за чего значительная часть товара приходила в негодность. Были зафиксированы случаи, когда водителей заставляли разгружать фуры с нежными плодами на трескучем морозе. Тогда уже в негодность приходила вся партия товара, но ничего запрещённого там не находили.
Фуры, в которых перевозили живой скот, напротив, держали на страшной жаре, и животные не могли даже попить.
Дикий, дикий Восток
Опасаясь подобных приключений, предприниматели из других государств старались воздерживаться от торговли с Россией, чтобы не терпеть колоссальные убытки. Зато Казахстан мог заваливать российские прилавки собственной продукцие по более высоким ценам. Пикантность этой ситуации заключалась в том, что нередко перевозчики из-за рубежа сливали свой товар казахстанских предпринимателям, чтобы получить хоть какую-то копеечку, а уж их дыни и арбузы ехали в РФ под видом даров страны Великих Степей.
Но самые большие убытки во время сотрудничества с Казахстаном Россия потерпела во время январских событий. Вследствие отключения интернета акции российских компаний просели в цене, а нестабильное положение, которое держалось ещё месяц, добило ценные бумаги, инвестированные в нашу экономику. Сроки доставок и закупок, финансовые транши подпадали под форс-мажорные обстоятельства, и по ним предоставлялась отсрочка. Так удалось дотерпеть до конца февраля, когда списывать проблемы с платежами на санкции и спецоперацию стало ещё проще.