Дорога из золотого кирпича
В целом, по официальной информации, в марте была введена в промышленную эксплуатацию система взимания платы на 5,8 тысячи километров дорог. До 2025 года чиновники пообещали обеспечить все участки достойным придорожным сервисом: пунктами питания, гостиницами, туалетами и заправочными станциями.
– Доля объектов, отвечающих нормативным требованиям, в этом году будет доведена до 66%. Для покрытия всей сети до 2025 года дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов, а все имеющиеся объекты придорожного сервиса будут приведены в соответствие с нормативами, – пообещал министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут АТАМКУЛОВ.
Плата будет взиматься не со всех. От неё освободят регулярно катающиеся туда-сюда пассажирские автобусы, машины скорой помощи, противопожарные и аварийно-спасательные службы, патрульную полицию и военную технику. Помимо этого, льготниками будут считаться ветераны Великой Отечественной войны и лица, к ним приравненные.
Заплатил – езжай спокойно
Знаете, а за сервис можно и заплатить.
Халява – это хорошо. Но лишь до тех пор, пока бесплатно не придётся несколько часов тащиться жалкие 50 километров, потому что автомобиль застревает в бесконечных колдобинах. Вам приходилось? Мне – да. Семь часов тряслась по трассе Атырау – Актобе, которую уже несколько лет ударно ремонтируют. Ремонтируют, ремонтируют, да так и недоремонтируют.
Как в плохой скороговорке, только основанной на актюбинских реалиях.
И всегда на ум приходит одна далёкая банановая республика где-то в Центральной Америке. Живут бедно, денег – кот наплакал, а дороги идеальные. Потому что каждую трассу продали в частные руки и сделали платной. За те копейки, которые снимаются со счетов водителей, асфальт содержат в прекрасном состоянии, каждый день убирают обочины, знаки начищают. А если где-то на дороге слишком долго не латают яму, жители прекрасно знают, к кому идти с претензиями на этот счёт. Идеально.
Ясно, как божий день, что у нас любая хорошая идея испортится в процессе исполнения до полной неузнаваемости. Но в теории-то платные дороги – это хорошо.
Во-первых, есть надежда, что хотя бы часть денег будет идти на их содержание. Часть, возможно, в карманах осядет, но остального-то хватит хотя бы на пару заплаток.
Во-вторых, платные – значит, камеры понаставят. И будут следить, чтоб ни одна копеечка мимо казны не проехала. Значит, станет хоть немного безопаснее.
И, в-третьих, сразу исчезнут любители просто лихачить в свободное время. Не всем захочется платить деньги за то, чтоб бесцельно круги нарезать.