Домбра с голосом гитары
Музыка бывает разной. Разной ее заставляют быть как исполнитель, так и музыкальный инструмент. Бекназар ТОЛЕМИСОВ выбирает домбру. Выбирает и… исполняет на ней бессмертные композиции Виктора Цоя.
| ||
С казать, что Бекназар знаком с домброй с детства, значит ничего не сказать. Он является родственником известного кюйши Али Курманова, автора песни «16 кыз». Бекназар слышал множество легенд о нем: «Говорят, что он мог скакать на лошади стоя, играть на домбре и петь. А еще Али Курманов пел парням и девушкам песни о том, что нельзя слишком рано ухаживать за кем-то и думать о женитьбе».
Толемисовы всегда были неравнодушны к искусству. Кто-то занимался рисованием, кто-то играл на музыкальном инструменте. Неудивительно, что совсем маленького Бекназара стали обучать игре на домбре. Уже в пятом классе он играл в ансамбле и даже ездил по ресторанам с выступлениями. Так продолжалось до 16 лет. Потом парень освоил игру на гитаре и решился создать свою маленькую рок-группу.
Поступление в институт имени Жубанова изменило планы Бекназара: ему пришлось сделать вынужденную, совершенно не музыкальную паузу. Студент Толемисов сложил инструмент и ноты в чехол, который собственноручно и зашил. Пауза тянулась полгода. Ее прервал звонок из комитета по делам молодежи: Бекназара пригласили в ансамбль «Алтын бесик». «В тот же вечер я распорол чехол и принялся за игру. Очень боялся, что шестимесячный перерыв сыграет свою пагубную роль, но ничего. Примерно за полчаса я все вспомнил и спокойно играл», – рассказывает домбрист.
В ансамбль входили 7 домбристов, студентов разных факультетов, но всех объединяла музыка. Только постоянных участников было мало – сам Бекназар, Султан Мажитов, Нурсултан Байдаулетов, Аслан Султанов. Среди них и был Рустем Ермухамбетов, который поделился с другими участниками своей идеей: создать группу, в которую он хотел привнести новаторские идеи и задействовать электрогитару. Чуть позже произошло самое интересное. Однажды парни, просто забавы ради, сыграли на домбре мелодию Дидюли «Фламенко», которая предназначена для игры на гитаре. Переложить мелодию, предназначенную для шести струн, на двухструнную домбру, удалось за 10 минут.
К сожалению, со временем в ансамбле появились разногласия, и ребята разошлись: перекладывание музыки оказалось не такой уж и простой задачей, каждый хотел делать это по-своему. Для самого Бекназара целью было создание чего-то нового. У него есть три постулата: не воровать мелодии, не создавать композиций в стиле «попса», не ограничивать себя рамками и запретами. Он человек неторопливый, очень вдумчивый и любящий порассуждать. Ему тяжело даются два дела одновременно: «Не люблю, когда люди слушают музыку в наушниках, когда занимаются чем-то. Музыку надо слушать, не отвлекаясь ни на что на свете. Как-то я мыл посуду, и мне отец сказал: «Когда моешь чашку, думай о чашке». Это китайская пословица. Я тогда был слишком мал, чтобы понимать смысл. А сейчас знаю: нужно заниматься чем-то одним».
С октября команда, в которой творит Бекназар, занимается перекладыванием классики на новый лад. Пока что ребята развлекают ресторанную публику. «Один мой приятель сказал, что мы «каиршы», бедняки то есть. Только мы не собираем деньги, у нас руки заняты – инструменты же держим в руках», – смеется Бекназар.
Александра ФЕДАК,
| ||
Бекназар Толемисов не только продолжает традици знаменитого предка, но и создаёт что-то новое.
| ||