Для нашего удобства?
На днях довелось столкнуться с диковинным приложением «Сакбол». Нужно было узнать результаты ПЦР-теста. Пришло сообщение из поликлиники, что они готовы. Посмотреть их можно по личному номеру заказа в программе «Сакбол». Далее шла ссылка на скачивание через Play Market. Громадный текст послания, когда проще было отправить одно слово: «положительный» или «отрицательный». Ну, да ладно. У нас цифровизация, всё в электронном варианте, для удобства граждан.
Захожу в Play Market, нахожу приложение «Сакбол» и нажимаю «Установить». Бросается в глаза рейтинг программы: одна звезда. Обычно такая оценка не предвещает ничего хорошего. Я это чувствую по значку загрузки, который вращается уже 10 минут. Наверное, телефон старый, плохо поддерживает инновационные программы. Устав ждать, беру другой мобильный, он новее. К счастью, установка прошла успешно.
Идём дальше. Мелькают яркие картинки с информацией о ковиде. Нажимаю «Узнать результат». Осталось ввести десятизначный код, и выйдет ответ теста. Всего пять секунд! Набираю цифры и… «код уже ранее был введён или неверный». Интересно, как он может быть введён ранее, если я вбиваю его в первый раз? Перепроверяю числа, пишу снова – та же реакция. После миллиона попыток программа выдаёт «Что-то пошло не так». Вы это только поняли? Что-то пошло не так ещё полчаса назад. Бросив это неблагодарное дело, я позвонила врачу и узнала результат ПЦР-теста. Зато в приложении очень красивые картинки.
Мне за эту разработку такую премию дадут
Мобильное приложение «Сакбол» спасёт от второй волны. С такими громкими лозунгами в конце прошлого года минздрав презентовал новую чудо-программу.
– Призываю казахстанцев активно пользоваться данным приложением, проявить сознательность и ответственность, – говорил министр цифрового развития Багдат МУСИН. – Таким образом, мы сможем максимально локализовать очаги и не допустить распространения COVID-19. Мы понимаем ответственность перед населением и создали приложение таким образом, чтобы все личные данные были максимально зашифрованы, данное приложение обеспечивает абсолютную анонимность пользователей.
Минздрав возлагал на гениальную разработку много надежд. Говорили о том, что с помощью пилотного проекта «Сакбол» можно будет контролировать распространение коронавируса и гасить очаги заражения. К примеру, если гражданину пришёл положительный результат на COVID-19, то он может анонимно оповестить об этом других. Пользователь приложения, который близко контактировал с заражённым в течение последних двух недель, получит тревожное уведомление. Вот, теперь вы тоже в зоне риска, поэтому вам желательно сдать ПЦР-тест. Передача зашифрованных данных между телефонами идёт через Bluetooth.
Идея-то и, правда, хорошая! В январе этого года мобильное приложение скачало больше 100.000 человек, сообщали в АО «Национальные информационные технологии». Только отзывы о приложении были лишь негативные. Впрочем, и сейчас там пестрят нецензурные выражения, цензурных меньше. Неудивительно, если программа не может выполнить самую простую функцию: элементарно выдать результат экстренного теста на «корону». Что уж говорить о великой миссии спасти нас всех от пандемии.
Мёртвые души DamuMed
В Казахстане стало появляться всё больше медицинских мобильных приложений. Каждый раз это громкие заявления о том, что программа создана по всем новейшим технологиям и выполняет ряд сложных функций. И каждый раз не обходится без казусов. Вспомним приложение «DamuMed». Это мини-регистратура в вашем телефоне: можно записаться на приём, вызвать на дом врача, смотреть выписанные рецепты и результаты анализов. Первые попытки записаться в участковую поликлинику через «DamuMed» оказались неудачными. Записывайся – не записывайся, а возле кабинета терапевта всё равно будет живая очередь. И, естественно, противоборство двух сторон: одни пациенты записываются на приём через регистратуру, другие – с помощью мобильного приложения. В одно и то же время.
– У меня двое маленьких детей, – говорит молодая мама Гульжан БАХИТОВА. – И я знаю, что бесполезно через DamuMed вызывать врача на дом. По телефону звонишь в регистратуру – и то не приезжают, даже если у ребёнка температура, поэтому сразу обращаемся в частную клинику.
Ну, а самые громкие скандалы DamuMed связаны с фейковыми приписками. В прошлом году многие казахстанцы обнаружили, что активно ходили на приёмы к участковым врачам, лечились, брали больничные, делали прививки. Пользователи сети выкладывали скриншоты из приложения, где были указаны несуществующие визиты к врачам. Некоторые из пациентов, сидя дома, умудрились «посетить» в один день и хирурга, и офтальмолога, и кардиолога. За полгода выявили больше 11.000 нарушений, когда несуществующую медпомощь внесли в медицинскую информационную систему. Фальшивые записи потянули на сумму больше 75 миллионов тенге. Позже министерство здравоохранения прокомментировало, что таким образом пытались нажиться медучреждения, у которых есть договоры со страховым фондом. Чем больше записей, тем больше финансирования.