Для бешеных санкций тысяча вёрст не крюк
Ситуация сложилась таким образом, что товары, попавшие в санкционные списки, нельзя провозить по территории России и Белоруссии. А то, что чудом в эти списки не попало, транспортировать через объятую войной Украину невозможно. Это заставляет перевозчиков искать новые маршруты.
Большие надежды казахстанские перевозчики возлагаются на порт Курек, что на Каспийском море, недалеко от Актау. Им уже заинтересовались международные контейнерные операторы, а торговый флот Казахстана получил 4 новых парома. Всего через Курек планируется ежегодно перевозить по 10 млн тонн груза. Для этих целей на Каспии уже строится транспортный хаб.
Сейчас товарообмен Европы с Китаем происходит следующим образом. Грузы железной дорогой отправляются из китайского Ланчьжоу в сторону казахстанского Жаркента. Это около 2.800 км. Тут и начинаются первые проблемы. У Казахстана с Китаем разные стандарты железнодорожной колеи, а «переобувка» поездов с вагонами отнимает много времени и стоит недёшево. Далее грузы следуют в Актау через Павлодар. Это ещё около 4.000 км. Потом товары паромом едут в Баку. Это всего 400 км, но капризное море во время непогоды может внести свои коррективы. Из Азербайджана контейнеры идут по железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс, общая длина которого 826 км.
По морям, по волнам
От турецкого Карса до Босфора (то есть Средиземного моря) чуть больше 1.500 км. Гораздо проще было бы перевозить контейнеры Чёрным морем, но предприниматели считают этот путь опасным, потому что сейчас черноморские просторы бороздят российские военные корабли. Ну, а там уже всего две-три недели пути - и долгожданные грузы через Гибралтарский пролив, Атлантический океан и Северное море придут на Балтику, где их примет Литва. Пока только эта страна выразила готовность предоставить свои порты для увеличившегося объёма грузов. Это всего каких-то 8.000 км по морю. Итого: 20.000 км, то есть половина экватора. Ох, долго придётся европейцу ждать чехольчик для смартфона с «Али Экспресс».
Как альтернатива, рассматривается путь через Иран. Там можно перевезти контейнеры из Актау по железной дороге в Персидский залив, а уже оттуда через Атлантику туда, куда нужно. Этот путь вчетверо длиннее, но проблем с растаможкой гораздо меньше, потому что грузы перевозятся по нейтральным водам.
Для сравнения: прежний путь составлял всего 7.700 километров.
Пока ни один из альтернативных маршрутов не является окончательным. Каждый перевозчик пытается найти собственные, более удобные пути.