День отлёта, день прилёта…
В прошедший четверг на конференции в Астане председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Бекен СЕЙДАХМЕТОВ сообщил, что минтранском предлагает новые стандарты обслуживания пассажиров. | ||||
Это обязательно!
В числе обязательных услуг – информационно-справочное обслуживание на трёх языках (казахском, русском и английском), индивидуальное обслуживание каждого пассажира, особое внимание к больным, инвалидам, пожилым и пассажирам с детьми. А также установка и оснащение детских люлек, оказание первой доврачебной помощи, предоставление бортового питания, периодической печати.
В число рекомендуемых включены: демонстрация кино, предоставление мобильной связи с наземным абонентом, предоставление беспроводного Интернета.
| ||||
Скоро пассажиров в казахстанских аэропортах будут обслуживать по международным стандартам.
| ||||
М инистерство транспорта и коммуникаций разработало стандарты качества обслуживания пассажиров, после утверждения которых аэропорты и авиакомпании страны будут обязаны осуществлять свою деятельность по обслуживанию пассажиров согласно новым правилам.
«Так, к примеру, в аэропорту с пассажирооборотом в 1 млн. пассажиров в год должно быть не менее 558 парковочных мест. Доступ в аэровокзал с мест парковок не должен превышать 5 минут. Время обслуживания пассажиров в аэропорту при прилете не должно превышать 45 минут, при вылете – 60 минут», – рассказал Бекен Сейдахметов.
НОВЫЙ СТАНДАРТ. По новым стандартам аэропорты будут разделены на классы в зависимости от их пропускной способности, а услуги, предоставляемые в аэровокзалах, на «обязательные» и «дополнительные».
Бекен Сейдахметов пояснил, что в обязательные услуги входит наличие санузлов во всех зонах, где могут находиться пассажиры. В зонах ожидания должно быть не менее 20% сидячих мест при пиковой нагрузке пассажиров и провожающих, если нет накопителя. Если есть накопитель, для 60% пассажиров в нем должны быть предусмотрены сидячие места. При прохождении паспортного и визового контроля время ожидания для пассажиров должно составлять не более 15 минут по прилету и 10 минут при вылете с учетом очередей, при выполнении рейсов по расписанию.
Такие услуги, как наличие комнаты матери и ребенка, медицинского пункта, пункта обмена валюты, камеры хранения багажа, диспетчерского офиса такси, аптеки, комнаты религиозных обрядов, бюро находок, киосков по продаже печатных изданий, помещений общественного питания, также получат статус обязательных.
К дополнительным услугам, в данном случае для средних аэропортов, отнесены игровые комнаты для детей в зоне ожидания, комнаты ожидания для лиц с ограниченными возможностями, бизнес-центры, гостиница, отделения почты и курьерских услуг и др.
НАШ ОТВЕТ КАПИТАЛИСТАМ. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association) утвердила ряд требований для международных аэропортов по безопасности наземного обслуживания. Они касаются и Казахстана. Аудиты на соответствие стандартам ISAGO (International Safety Audit for Ground Operations) будут проводиться независимыми и специально подготовленными квалифицированными аудиторами. По результатам аудита организации по наземному обслуживанию могут быть зарегистрированы в IАТА.
О том, насколько наши международные аэропорты соответствуют данным требованиям, корреспондент «Эврики» поинтересовался у первых руководителей крупнейших воздушных гаваней Казахстана: Актобе, Алматы и Астаны.
– В IATA есть свои стандарты. Наше министерство транспорта и коммуникаций разработало свои требования, которые отвечают нашим реалиям. Но они соответствуют международным стандартам, – поясняет первый заместитель председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир БЕЗРОДНЫЙ. – В нашем аэропорту будет проведён аудит ISAGO. Для этого требуется проведение большого комплекса работ. В принципе, специалисты любой авиакомпании, осуществляющей рейсы в наш аэропорт, могут самостоятельно провести аудит. Но им это не выгодно. А по новым стандартам наш аэропорт будет соответствовать всем международным стандартам. Если мы пройдём аудит ISAGO, то любая авиакомпания может спокойно летать к нам. Условия очень жёсткие, вплоть до того, что количество багажных тележек должно соответствовать пропускной способности аэропорта.
Владимир Алексеевич отметил, что санузлы (их в аэропорту 21) есть во всех зонах, где находятся пассажиры. Причём предусмотрены туалеты для инвалидов. А вот время прохождения паспортного и таможенного контроля зависит уже не от работников воздушной гавани, а от соответствующих служб.
«БОМБИЛЫ», ВАЛЮТА И ЕДА. Много нареканий у пассажиров вызывает служба общественного транспорта. Аэропорт функционирует круглосуточно, но автобусы сюда заезжают только в светлое время суток. Причём после 9 вечера уехать в город на маршрутном автобусе не представляется возможным. Организованной службы такси тоже нет. «Бомбилы» заламывают за проезд космические цены. Минимальная плата – 1.000 тенге. И это только за то, чтобы доехать до Авиагородка – там пешком идти минут 10. Ночью же стоимость проезда взлетает в 2-3 раза. Пункта обмена валют в аэропорту тоже нет. Зато есть кафе и киоск, где цены такие, что повергают в шоковое состояние.
Хотите в кафе выпить чайку – не вопрос. Двести граммов напитка обойдётся всего ничего – 250 тенге. Кофе и того дороже – 550. А если некий эстет захочет отведать кофейку с коньячком, то ему придётся выложить 1.200 тенге. Ну, понятно, бедный рабочий люд на самолётах не летает, хотя народу в аэропорту всегда много. Но жевательная резинка за 200 тенге – это уже слишком.
– Пункта обмена валют пока у нас нет, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Сам аэропорт не может открыть его – у нас нет лицензии на осуществление этой деятельности. Была у нас комната для религиозных обрядов, но в свете последних событий мы её убрали. А вот «бомбилы» – это, конечно, больной вопрос. Не понимаю, почему к нам не обращаются службы такси. Мы можем предоставить комнату для диспетчерской службы. А вот «бомбилы» чувствуют себя прекрасно, ломят цены и никого сюда не пускают. Как вы знаете, автобусы к нам раньше вообще не ездили, но мы этот вопрос обсуждали на уровне городского акимата с представителями ТОО «Автопарк». Но всё равно, после 21.00 из аэропорта на автобусе уехать невозможно. Ночью в город отсюда можно добраться только на такси.
По словам Владимира Безродного, гостиницы при аэропорте нет, есть только зал длительного пребывания экипажа. В случае задержки рейса ответственность несёт авиаперевозчик.
А КАК В СТОЛИЦАХ? – Наш аэропорт подал заявку на прохождение аудита по стандарту ISAGO, – говорит президент АО «Международный аэропорт Алматы» Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ. – Мы полностью соответствуем всем требованиям ISAGO. Техническая оснащённость алматинского аэропорта лучше, чем в крупных воздушных гаванях СНГ. У нас есть пункты обмена валют, гостиница. Вторая гостиница достраивается. Парковка рассчитана на 800 мест при пассажиропотоке 4.000.000 человек в год. Намаз-хана есть.
– Астанинский аэропорт соответствует требованиям ISAGO на 98%, – уверяет президент АО «Международный аэропорт Астаны» Кайрат ЖАУХАНОВ. – Парковка рассчитана на 650 машин. Пассажиропоток нашего аэропорта в прошлом году составил 2.000.000 человек. Мы выдерживаем все стандарты.
Как рассказали руководители столичных аэропортов, проблемы с «бомбилами» есть и у них. Но в Алмате и Астане в аэропортах существуют диспетчерские службы такси. А «левые» извозчики ориентируют свою деятельность в основном на иностранцев, с которых можно «срубить» по максимуму.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|