Дело - табак
В начале мая цены на курево в Актобе поднялись в среднем на 20 тенге. Самые дешёвые сигареты теперь стоят 420 тенге, а популярные марки – 480-500 тенге за пачку. Кроме того, по новым правилам, кроме акцизных марок, каждая пачка должна быть снабжена электронной маркировкой. За этот маркер производитель табачных изделий должен отдать 2,56 тенге. Это должно исключить контрабанду и изготовление контрафактной продукции. Любопытно, что даже в странах ЕС, откуда был перенят этот опыт, стоимость е-маркера в пересчёте на тенге составляет не больше 50 тиын. И это в странах, где цены на курево просто космические. Сами инициаторы проекта объясняют такую дороговизну тем, что затраты на внедрённые технологии должны окупиться как можно быстрее. Повышение акцизов, новые правила маркировки и подорожание сырья уже через 2 года приведут к тому, что пачка сигарет будет стоить не меньше 1.000 тенге.
Как только прозвучали эти грустные прогнозы, казахстанский исследовательский центр «Сандж» по заказу крупнейшего табачного концерна «Philip Morris International» провёл рыночные исследования. Результаты были обнародованы 15-го мая.
Выяснилось, что в Казахстане каждый день курит 35,7% взрослого населения, причём 22,4% заядлых курильщиков – женщины. 89,7% , то есть практически все жертвы вредной привычки, предпочитают классические сигареты. Больше половины поклонников сигарет – старше 40 лет. 10,9% казахстанцев, балуются табачком время от времени. Простые сигаретки у них не в моде, ими попыхивает лишь треть опрошенных. Молодёжь от 19-и до 29 лет выбирает сигары, сигариллы, трубки и особенно любит подымить кальяном. А вот вейпами и айкосами (системами нагревания табака) пользуются только 6% всех курильщиков.
Химия, химия, сигарета синяя
Исследования проводились не просто так. Концерн «Philip Morris International» сейчас делает ставку на разработку и продвижение бездымных табако – и никотиносодержащих продуктов. Причём подаёт завоевание этого сегмента рынка как… борьбу с курением. Якобы вред от электронных устройств меньше, да и бросить дымить чудо-машинкой проще, чем классическими сигаретами. Но на всякий случай инициаторы проекта добавляют, что данные пока ещё неточные.
– Сразу отмечу позицию нашего центра: мы – за здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек. При этом мы понимаем, что важно искать способы, которые помогут людям отказаться от курения. Альтернативы курению, такие как устройства для нагревания табака, вероятно, формируют меньшее привыкание, однако необходимо больше исследований, чтобы это проверить, – считает аналитик центра «Сандж» Шынар СМАГУЛОВА.
Люди, которым айкос или вейп помог бросить курить, действительно есть. Таковых, по результатам исследования, нашлось 49 человек из 5.520 опрошенных, причём только 17 человек до знакомства с электронной сигаретой курили 10 и более лет.
Интерес «Philip Morris International» к отказу от табака в пользу никотиносодержащих жидкостей секретом не является. Жижи для вейпов акцизами не облагаются и е-маркеры для них не требуются, так что подорожание курева их не коснётся. Что касается картриджей для айкосов, то даже сейчас цены на них чуть ниже, чем на традиционные сигареты, а само устройство запрограммировано так, что курить одну за одной не получается, что помогает существенно сэкономить.
Следовательно, курильщики, не желающие из-за подорожания курева переходить на махорку, в погоне за экономией предпочтут использование электронных сигарет, что откроет для концерна огромные перспективы для сбыта новой продукции. То есть, жертв вредной привычки просто пересадят с одной отравы на другую.