Дело пахнет керосином
После объявления о введении 6-го пакета санкций большинство стран отказалось от любых сделок с российской нефтью. В результате на мировом рынке цена за баррель поднялась до $111,6. В больших объёмах российское «чёрное золото» готов закупать только Китай, который является и нашим постоянным покупателем. Казалось бы, добыча на казахстанских месторождениях должна была сократиться, потому что с таким соседом, как Россия, тягаться по объёмам трудно. Но, как ни парадоксально, только одна крупная компания извлекла из недр почти 6 млн тонн нефти, что на 3% больше, чем до конфликта в Украине. И это учитывая аварию на Каспийском трубопроводном консорциуме, перебои с электричеством в нескольких регионах, плохие погодные условия и естественные истощения месторождений.
Что любопытно: никаких новых покупателей на казахстанскую нефть за эти два месяца не появилось. Пока лишь Турция заявила, что не против покупать «чёрное золото» у нас, да и то, если будут решены вопросы с логистикой. Сделать это не так-то просто. Каспийское море сейчас и так перегружено торговыми судами, а порт Курык, что близ Актау, ещё недостаточно оснащён технически. Теоретически можно добавить новые ветки к Каспийскому консорциуму, но на это нужно время, не говоря уже о ресурсах. Сейчас у Казахстана нет ни того, ни другого, а нефть уже добыта и томится в хранилищах. Точно такая же ситуация сейчас и в самой России. Казалось бы, из-за санкций продавать «чёрное золото» некому, но месторождения работают в прежнем режиме, и даже больше, чем до войны.
Алхимия в особо крупных масштабах
На эту нестыковку обратило внимание агентство Bloomberg. С Россией всё ещё относительно понятно. Боевая техника на востоке Украины требует ГСМ, причём в гораздо больших количествах, чем в мирное время. Но вот куда девают излишки нефти остальные страны, плотно сотрудничающие с РФ, остаётся загадкой.
Оказывается, секрет кроется в букве закона. Санкционные документы запрещают поставлять в ЕС и ряд других стран сырую нефть. В том числе путём реэкспорта. Про мазут, бензин, дизельное топливо – не говорится ничего. Это означает, что РФ может поставлять «чёрное золото» в любых объёмах тем государствам, с которыми ещё не поссорилась, а затем через них спокойно перепродавать ГСМ в «недружественные» страны.
Схему портит лишь тот факт, что у нас нет такого количества нефтеперерабатывающих заводов. Казахстан сам себя с трудом обеспечивает горючим. Но тут приходит на помощь древний, но эффективный способ, которым прежде пользовались только контрабандисты. Пара литров специального реагента может превратить несколько цистерн высококачественной нефти в бесполезную жижу. Любая, даже придирчивая экспертиза покажет, что в цистернах плещутся отходы нефтепроизводства. Однако реакция эта – обратимая, и после несложных процедур жижа опять превратится в нефть.
Сколько верёвочке ни виться…
Казалось бы, проблема решена, и обходить санкции теперь можно без труда, но это лишь короткая передышка. Во-первых, нет гарантии, что очередной пакет санкций не прикроет эту лазейку, а во-вторых, нефть сама не льётся по цистернам. Её ещё нужно добыть.
Львиную долю нефтяного оборудования поставляет нам Россия, а сейчас, по понятным причинам, о прежних объёмах поставок речи быть не может. Большинство комплектующих для этого производства попало в санкционные списки.
Себя же Казахстан может обес-печить всем необходимым для недропользования всего на 10%.
– Казахстан сильно зависит от импорта товаров машиностроения, что является неприемлемым, учитывая, что речь идёт о миллиардах долларов ежегодно, – считает министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ. – В течение порядка 25 лет у нас в стране работают почти все крупные международные нефтегазовые компании, и за этот период не было проделано качественной работы по локализации нефтегазовых товаров.
Плохому министру санкции мешают
75% объёмов закупа товаров, работ и услуг в нефтегазовой отрасли страны принадлежат трём «монстрам»: «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум» и «Норт Каспиан». За прошлый год они потратили на оборудование 310 млрд тенге. Из этой суммы казахстанские производители получили всего лишь 27 млрд.
Об этой проблеме в министерстве говорили давным-давно, но каждый раз что-то мешало её решить. Два года подряд это списывали на пандемию, потом причиной стал низкий спрос на нефтепродукты, а до этого – финансовый кризис 2008-го года. Сейчас появился новый повод, который трудно оспорить.
Пока для решения проблемы только ведутся разговоры о том, что систему надо менять, причём менять на деньги инвесторов. Вот только инвесторы не спешат расставаться со своими кровными, потому что из-за нестабильности финансового рынка лишь отчаянный авантюрист станет вкладываться в столь рискованные проекты.
Обиднее всего, что сейчас у Казахстана появились все возможности хоть частично слезть с нефтяной иглы и развить машиностроение.
Мирный атом кроем матом
Антироссийские санкции поставили знак вопроса в ещё одной наболевшей теме из области энергетики. До февраля этого года совместное с «Росатомом» строительство АЭС в Казахстане сомнению не подвергалось. Возникали споры о необходимости атомной станции и о месте, где её лучше расположить, но о том, что партнёром будет Россия, вопросов не возникало.
Сейчас ситуация значительно изменилась. Строить АЭС по российским технологиям Казахстан окончательно не передумал, но теперь минеэнерго рассматривает и опыт других стран. В частности, рассматриваются проекты из Китая, Южной Кореи, Франции и США.
По безопасности и удобству эксплуатации эти технологии превосходят российские, вот только стоят гораздо дороже. Для сравнения можно отметить, что только проект на бумаге в Южной Корее оценивается в $2,5 млн. Это самый дешёвый из вариантов. А если учесть, что оборудование придётся закупать за пределами ЕАЭС, то сумма вообще станет космической. При сотрудничестве же с Россией атомная станция обошлась бы Казахстану максимум в $10 млн.