Что-то с памятью нашей стало
Обычно накануне некоторых дат и событий актюбинцы начинают проявлять интерес к тем или иным архивным документам, но у интереса этого всегда есть повод. Людей, которые приходят в читальный зал без причины, просто потому, что им любопытно, с каждым годом становится всё меньше. Самые частые посетители архива – это студенты и люди, собирающие материалы о своей родословной.
– Да, последнее время интерес снизился, – соглашается руководитель отдела архива Бакытгул ЕШМУРАТОВА. – Чаще всего историей интересуются студенты, а краеведов и исследователей мало. Они есть в посёлках: приезжают специально из районов, собирают информацию каждый о своём селе. Кто-то пишет книги к юбилеям, кто-то – энциклопедии. В основном они в возрасте, и даже не краеведы, а просто люди интересующиеся.
Ещё одна возможная причина падения интереса к актюбинской истории, рассуждают в архиве, – это отсутствие свежих материалов. В фондах хранятся данные в основном с 1917-го года, и большую часть материалов (по крайней мере, по словам сотрудников архива) уже изучили вдоль и поперёк.
О прошлом, настоящем и будущем
Те, кто занимается исследованием истории Актобе и области, при всём уважении к архивариусам с этим утверждением согласиться не могут. Архивные фонды слишком обширны, чтобы говорить о том, что в них уже не осталось ничего интересного. Да и само по себе понятие «краеведение» – это не только история.
– Краеведение нельзя рассматривать как часть исторической науки, – считает краевед Юрий ТАРАСЕНКО. – История – это политика, взгляд на одно и то же событие способен меняться в угоду различным политическим конъюнктурам. Методологически краеведение может использовать какие-то исторические моменты, от этого никуда не денешься, но в целом – это наука о прошлом, о настоящем и о будущем. Это и география, и природа, целый комплекс наук! Но прежде всего, краеведение – это край через призму человеческих взаимоотношений.
Краеведческий парадокс
В качестве примера Юрий Тарасенко приводит систему краеведения, что сложилась в советскую эпоху.
– Как ни парадоксально, духовно тогда легче жилось, чем сейчас, – считает он. – Были совсем другие человеческие взаимоотношения, другое отношение к жизни, различным ситуациям. Темп жизни был совершенно другим. Хорошим или плохим – не имеет значения.
И даже несмотря на определённую долю пропаганды, чётко выстроенная система преподавания краеведения, начиная ещё со школы, опытные лекторы и поддержка отдельных энтузиастов приносили свои плоды. Сейчас о многом приходится только мечтать – или прислушаться к словам тех, кто застал школьные экскурсии по Актюбинску за 10-15 копеек или фотовыставки Ростислава СЕГЕДИНА на городских праздниках и фестивалях в парках.
Всесоюзный масштаб
Яркий пример того, как история стала постепенно забываться, – это празднование в прошлом году 150-летия Актобе. Знаменательная дата отмечалась концертами, акциями, выступлениями звёзд местной эстрады, но большую часть событий, что приурочили к юбилею, спустя год уже и не вспомнишь.
Сравнить можно со столетием Актюбинска, которое проходило с невиданным по тем временам размахом. Подготовку начали за год. Устроили грандиозное (опять же, для конца шестидесятых) шоу на стадионе «Динамо», вечернее шоу, парад на площади перед горкомом партии. Прогремели буквально на весь Союз.
– Добились даже того, что было суперсложно, – рассказывает Юрий Тарасенко. – Актюбинская студия телевидения тогда только-только становилась на ноги, коллектив молоденький, но им удалось добиться права на целые 40 минут прямого эфира на центральном телевидении на весь Советский Союз. Это бешеная подготовка! А здесь 150 лет исполнилось – и в большинстве своём никому это не надо было. Страшно...
Системность и усидчивость
Краевед Нурлан ЖУМАГАЛИЕВ родился и вырос в Уиле, им и живёт. Он выпустил уже несколько книг об Уиле, его истории, людях. Краеведение для него стало уже не увлечением, а образом жизни, и в архивах приходится бывать часто, причём не только в областном центре.
– В марте я был в архиве в Хобде, – рассказывает он. – Просидел там 3 дня, потеряв счёт времени. Спрашиваю у сотрудницы архива, приходит ли кто-нибудь заниматься? А она говорит: «Я 30 лет работаю, но первый раз вижу, чтобы человек системно занимался архивом». Конечно, нужна системность. И нужна усидчивость, но это уже от человека зависит. Просто так за час ничего не найдёшь, надо забросить бредень и тащить. И что-нибудь да выйдет!
Палка о двух концах
Любовь к родному краю Нурлан Жумагалиев старается прививать и детям, и внукам, часто проводит встречи со школьниками. Он считает, что воспитанием нужно заниматься с самого детства. Но при этом настоящую любовь к краеведению специально навязать никому не получится. Либо она заложена в человеке, либо нет, можно только направить и постараться сделать это максимально объективно:
– Одна из главных заповедей краеведов – писать так, как есть. Историю ведь всегда преподавали однобоко: или красные, или белые. А в краеведении на одной и той же странице могут находиться и красноармейцы, которые погибли от рук банды Серова, и сам Серов со своей декларацией. Нас вот учили, что он душегуб, а когда начинаешь изучать документы, понимаешь, что и красноармейцы не меньше людей загубили. Во все времена было и что-то хорошее, и что-то плохое…
История семьи и дома
Краевед Надежда СТЕПАНЕНКО – педагог со стажем. К своему огромному сожалению, она отмечает, что сегодня дети очень плохо знают историю родного края.
– Амплитуда изучения краеведения огромна, – считает Надежда Степаненко. – Начинается она с любви к семье, поэтому я давала задание студентам изучить историю семьи. Краеведение – это история родной школы, улицы, на которой ты живёшь, города.
У меня особое отношение к этому предмету.
Всему можно научить
Весьма показательным можно считать и тот факт, что современные школьники и студенты не только не знают историю родного края, но и просто не умеют работать с архивами. Надежда Степаненко рассказывает, как не раз наблюдала в читальном зале ребят, что грубо обращаются с документами из фондов, не понимают, как искать нужную информацию.
– Их надо учить, – говорит Надежда Степаненко. – Любовь к родному краю воспитывается. Любой человек всегда будет тянуться туда, где родился, и я думаю, что у краеведения есть огромнейшие возможности воспитания детей-актюбинцев. Нужно просто активизировать работу, проводить мероприятия, интересные лекции. Должен работать музей, архив, историки. Тогда всем будет интересно.