Что даст новый кодекс?
Не в равных правах
Для начала стоит разъяснить: зачем в Казахстане понадобилось создавать административную юстицию? Раньше споры между госорганами и гражданами, рассматривали согласно правилам Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК). С июля текущего года споры между гражданами либо бизнес-сообществами и госорганами будут разрешаться в специализированных административных судах?
– В послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу». Правила ГПК в основном предназначены разрешать частно-правовые споры, – объясняет судья Арыстан Жамиев. – Например, соседи между собой не поделили земельный участок, супруги разводятся – вот такие споры рассматриваются по принципу гражданского процессуального кодекса «равенства всех перед законом и судом». В этой общей массе также рассматривались дела между государственными органами и гражданами. Представьте, у государственных органов работает целый юридический отдел. И тут на них подаёт заявление гражданин, который, как часто бывает, не имеет юридического образования и возможности воспользоваться услугами квалифицированного адвоката. Получается, что граждане изначально в неравном положении с госорганами. Соответственно, у
госорганов больше шансов выиграть данный процесс. Вот поэтому и возникла необходимость создания административной юстиции.
Там не помогли – здесь помогут
Иски граждан и бизнес-сообществ будут рассматривать специальные административные суды по принципу «презумпции виновности госоргана». Отметим, что в АППК (Административный процедурно-процессуальный кодекс) оспариваются действия только госоргана. Теперь будет больше уделяться внимания тому, что сказал простой гражданин.
– Вот возьмём, к примеру… Гражданин обращается в уполномоченный орган с просьбой предоставить ему земельный участок, – говорит наш эксперт. – Госорган ему отказывает, якобы нет оснований для предоставления участка. Не найдя понимания, допустим, в отделе земельных отношений, гражданин имеет право обратиться к вышестоящему органу, в акимат Актюбинской области. Просит проверить основания, послужившие к отказу в предоставлении земельного участка, и считает, что его права были нарушены. Вышестоящий орган в случае выявления недочётов имеет право внести изменения в решения нижестоящего госоргана. Но это в том случае, если такой порядок предусмотрен законом. Только после соблюдения данных процедур лицо, чьи права (по его мнению) были нарушены, имеет право обратиться в административный суд.
Суд – активный и говорящий
Главная отличительная черта нового вида судопроизводства – принцип активной роли суда: «…суд ни в правовом, ни в этическом аспекте не имеет права на занятие пассивной позиции». Судья станет «активным» и «говорящим». С учётом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный орган, собственно, активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов. Принцип «активная роль суда в административном судопроизводстве» не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в её основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений.
Так, согласно новому АППК, заявитель сможет отслеживать ход рассмотрения его обращения госорганами через единую информационную систему «е-Өтініш», право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе – давать объяснения, представлять необходимые документы. С 1 июля текущего года будет осуществляться поэтапный переход в «е–Өтініш», и обращения граждан в госорганы будут поступать через единую информационную систему. За заявителем останется право обжалования ответа в вышестоящую инстанцию, с последующей подачей иска в административный суд на госорган, принявший решение.
За отписки ответят
Не заявитель, а госорган будет доказывать суду, почему они приняли такое решение или предоставили такой ответ. А за формальные отписки будет нести ответственность всё ведомство.
– У суда есть такие механизмы, что он имеет право истребовать любое доказательство, – замечает судья. – Возможно, одна из сторон укрывает какие-то доказательства. Ранее суд ограничивался только документами, которые представляли обе стороны. Конечно, и истец, и ответчик защищают свою позицию. Они могут скрыть некоторые документы, то есть не донести их до суда. В таком случае, суд направляет запрос о предоставлении документа в определённый срок. Если, к примеру, документ не предоставят в срок, и не назовут причины, почему не могут его предоставить, суд вправе наложить на данное лицо меру принуждения в виде денежного взыскания, которое варьируется от 10 до 100 МРП.
После вынесения судебного решения суд контролирует его исполнение. Раньше это было в полномочиях судебных исполнителей. Если действия госорганов признаны недействительными, незаконными, суд обязывает устранить их в установленный срок. Например, через месяц суд вправе требовать ответа по исполнению данного судебного решения. Если ответ не поступает, суд рассматривает вопрос о наложении денежного взыскания. Пока госорган не исполнит судебное решение, суд будет каждый раз применять такое наказание.
Если по правилам ГПК на разрешения таких споров предоставлялся всего лишь месяц, то в административном кодексе дело допустимо рассматривать в разумный срок, но не более 3 месяцев. Это означает, что будет более тщательное исследование таких споров.
Будут лучше работать
Для усиления защиты прав граждан в республике будет создан 21 новый административный суд, из них – 17 областных в административных центрах и городах республиканского значения и дополнительно 4: в городах Каскелене, Семее, Жезказгане, Экибастузе.
– По моему мнению, требования нового кодекса будут дисциплинировать госслужащих, – считает судья городского суда №3 Арыстан Жамиев. – Работники ведомств будут тщательнее рассматривать обращения граждан и давать конкретный ответ на каждый запрос. Благодаря новым полномочиям, суд сможет более объективно исследовать конкретные споры. Роль суда – в объективном полном исследовании конкретного спора. Также суд имеет право заранее высказать правовое мнение по данному спору. Перед тем, как принять новый кодекс, над ним работали в министерстве юстиции совместно с Верховным судом. Это опыт европейских стран. В Германии такая система работает давно и весьма успешно.