– Я ведь, пока не начал круг крутить, лепкой занимался, до сих пор леплю. Малые формы. Так что с глиной знаком. В городе частенько возле витрин сувенирных магазинчиков останавливался. Миниатюрные фигурки всегда восхищали. Но если в скульптуре я что-то уже освоил, то как сотворить вазу или чашу керамическую, для меня было загадкой. Помог интернет.
И здесь я просто онемел от удивления. Часами ночью просиживал у компьютера. Такие чудеса люди творили! Загляденье.
ВОДА. ГЛИНА. ОГОНЬ.
Но, как человек основательный, капитальный, Владимир не сразу приступил к обеспечению семьи фамильными сервизами. Нужно прежде было дать ответ на свой же вопрос: «Смогу ли я сотворить такое же чудо?». Первые пробы ответа не дали. Вопросов ещё больше накопилось. А тут ещё китайцы масла в огонь подлили, у них, оказывается, чтобы овладеть начальными азами гончарного ремесла, лет пятнадцать надо потратить.
А где время взять?
Но надо знать Селезнёва: и время, и глину он нашёл. Не сразу, но нашёл. В Мартуке в давние советские времена работал небольшой кирпичный завод. И работал на местной глине. Но у кого ни спрашивал, никто не помнил, откуда её возили. Искал везде: вдоль дорог, в лесу, по берегам Илека.
И ведь нашёл! Несколько месторождений.
– Мало найти глину, надо ещё понять – какая тебе нужна для лепки, а какая для кувшина, а какая для того, чтобы вылить шликер. На эксперименты я потратил без малого два года. Нашёл глину даже с золотистым отливом. Но она оказалась слишком жирной. Её приходится смешивать с другими сортами.
По словам Владимира, гончарное ремесло – сплошной релакс. Для современного человека погружение в мир глины, воды и огня – лекарство из лекарств.
– Гончарная керамика всегда таит в себе тепло рук мастера. Садиться за гончарный круг без настроения не рекомендуется. Глина поплывёт, форма кривая получится, гладкость не выйдет и так далее. Вода – волшебная субстанция, а вкупе с землёй, то бишь с глиной и огнём – чудеса творит. Но если вы всё же решились без настроения взяться за дело, то не надейтесь на приличный результат, огонь всё равно разочарует. Только так отбраковывает вроде приличные вещицы.
НЕПОВТОРИМОСТЬ.
– Сегодня я хочу освоить шликерное дело, – продолжает рассказ Владимир. – Мне это нужно для понимания всех процессов в гончарном ремесле. Но данное направление предполагает, помимо всего прочего, массовость, поток. Видите, кружки в ряд выстроились? Ждут своего часа, когда с огнём встретятся. Заканчиваю строить специальную печь для обжига, вот тогда, думаю, дело пойдёт. Хотя здесь тоже есть свои подводные камни и нюансы.
Помните, я рассказывал о городских сувенирных магазинчиках? Моя настоящая мечта – делать авторские работы. В единственном экземпляре. На гончарном круге невозможно ваять два одинаковых кувшина. Всё равно отличия найдутся.
ОТКУДА, БРАТИШКА?
– Я наблюдением поделиться хочу. Когда осваивал азы, много общался с различными мастерами в России и в Украине. И вот какая закономерность. Украинские мастера более открыты для общения и передачи секретов мастерства, чем российские. Не знаю почему, но они охотно помогают. Мы даже у нас в центре детского технического творчества с их помощью построили обжиговую печь. Чертежи прислали, рекомендации. Дело осталось за малым: дождаться небольшого прибора за контролем температуры. Черниговские ребята уже выслали.
Украинская керамика – древнее ремесло, как впрочем, и российская. У нас же, в Казахстане, с этим делом поскромнее. Из настоящих художников, творящих в области керамики, я бы выделил Артёма ГОРИСЛАВЦА из Шымкента. Это настоящий художник! На его работы каждый раз смотришь по-новому. С ним тоже поддерживаю контакты. Советуюсь.
Откровение Владимира несколько озадачило. А ведь действительно, взять хотя бы наш Актобе-Актюбинск. За всю его чуть более вековую историю заметных гончаров и не было. Крутили в том же Мартуке ещё до Великой Отечественной гончарный круг человек шесть, не более. Что с ними потом стало, неизвестно. Недаром Селезнёв глину-то искал по всему району.
Не остались традиции, обрубились корни?
Юрий ТАРАСЕНКО,