Борис ЛОЗОВСКИЙ: «Понтов у российских журналистов выше крыши!»
С какими проблемами в своей работе сталкиваются наши коллеги из соседнего государства? Что необходимо помнить, когда готовишь критический материал? Продаётся ли нынче честь? Об этом и другом в разговоре с деканом факультета журналистики Уральского государственного университета Борисом Лозовским. | |||||||||
Самый главный человек на журфаке УГУ не любит давать интервью и комментарии. Борис Николаевич Лозовский даже здоровается кратко: «Здрасьте», и хвалит скупо: «Горжусь!», предпочитая слову дело. Корреспонденту «Эврики» всё же удалось поговорить с Борисом Николаевичем.
– Какой из меня мастер? (смеётся) Я просто рассказываю о современной журналистике о собственных наблюдениях, чтобы молодые журналисты не наступали на те же грабли.
– С чем чаще всего сталкиваются в своей работе журналисты в вашей стране?
– Сегодня в России массово обсуждаются иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. Когда «пострадавшие» требуют компенсацию с 5, а то и 6 нулями. Конечно, бывают ситуации, когда наш брат по-настоящему виноват. Но когда обратившиеся в суд судорожно требуют денег, начинаешь понимать, что и честь, и деловая репутация сегодня тоже продаются.
– А сколько сегодня стоит деловая репутация?
– А стоит ли вести разговор о деньгах? Что человеку нужнее – вернуть доброе имя или получить больше денег? Правда, бывают исключения. По закону гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший эти сведения, не докажет, что они соответствуют действительности. Тот, кто распространил – речь идёт о нас, о журналистах. А в нынешних судах получается странное. Преподаватель на вступительных экзаменах дочери одного журналиста поставил низкий балл – из 20 возможных оценил знания лишь на 5 баллов. Отец девочки, известный в России журналист, стал сомневаться в объективности преподавателя, позвонил ему, стал оскорблять, наговорил много разных унизительных слов. Преподаватель подал на журналиста в суд. И тут началось! Содержание существующей статьи гражданского кодекса переворачивается с ног на голову. Доказывать факт несоответствия действительности приходится не журналисту, распространившему сведения, а преподавателю, подавшему иск в суд. В этом случае требовать материальной компенсации резонно, поскольку истец затратил немало средств на экспертизы.
– О чём необходимо помнить при подготовке материала?
– Журналисту необходимо сохранять весь исходный материал: диктофонную запись, ответы на запросы, письма. При подготовке критического материала обязательно помнить о технике безопасности журналиста – необходимо заранее предусмотреть, до чего можно, при желании, докопаться.
А те, кто беседует с журналистами – не забывайте, с кем говорите! Одна моя студентка записывала интервью с руководителем фирмы, тот между делом сказал, что журналисты все продажные. Автор материала вынесла в заголовок цитату интервьюера: «Журналисты все продажные!». Тот потом долго возмущался и говорил, что сказал это не для материала. Но он же знал, с кем говорил!
– Охотно ли чиновники идут на диалог?
– Мне иногда кажется, что чиновники во всех странах одинаковые! Не любят они журналистов, потому и на диалог идут неохотно, а зачастую вообще игнорируют нашего брата.
– Можно ли научить журналистике?
– Думаю, журналистике можно было бы научить, если бы у обучающихся понтов и выкрутасов было меньше! Думаю, если бы журналисты соблюдали несложные правила работы, тогда и исков в судах было бы меньше.
– Какое правило чаще всего нарушают?
– Не берут во внимание вторую сторону конфликта. Получается материал однобоким, потом в редакцию приходят представители второй стороны, и часто бывает, что вырисовывается другая картина события. Часто в силу нехватки времени или доверясь одному источнику, журналист не проверяет достоверность полученной информации, а потом начинается!
Раньше существовала проблема, когда псевдожурналисты полученные пресс-релизы, не обрабатывая, ставили в полученном виде и подписывали своим именем. Сейчас эта проблема в журналистской среде решается: появилась организация, которая следит за тем, обрабатывается ли полученный пресс-релиз.
– Какая самая непонятная ситуация в вашей практике?
– Мой выпускник написал материал, проиллюстрировал его фотографиями из соцсети, которые героиня публикации выложила туда сама. С одной стороны, существует закон, согласно которому «обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с согласия этого гражданина», а с другой – в социальную сеть она же выложила эти снимки... В общем, однозначного ответа в этой ситуации пока нет.
Динара ЖАНАЛИНА,
|
|