Ближе родни
Директор центра социальной помощи Айганым САРКУЛОВА рассказывает о главных правилах социального работника. В первую очередь, это хорошее настроение. Не нужно грузить бабушек и дедушек своими проблемами.
– Любую тему переводить на позитив. Солнце за окном – это хорошо, дождик пошёл – свежая погодка, тоже хорошо. Все свои негативные мысли нужно оставлять за порогом чужого дома. И всегда улыбаться. Даже если соцработник сделал всю работу по дому, но не поговорил со своим подопечным, это плохо. Одиноким пожилым людям не хватает общения. Нужно с ними постоянно разговаривать.
«Одиноких пенсионеров стало больше»
Сегодня в КГУ «Центр социальной помощи» работают 145 человек. Штат по социальным работникам полностью укомплектован – никаких вакансий нет. Как говорит руководство, с этого года соцработникам хорошо подняли зарплату, на тридцать процентов, со следующего года будет ещё выше. И молодёжь стала идти в социальную сферу. Конвейера здесь нет, большинство социальных работников трудятся по много лет. Привыкают с годами к своим подопечным и уже никуда не хотят уходить.
Бессменный руководитель вспоминает, как всё начиналось.
– Я работала в собесе, – рассказывает Айганым Матсалыковна. – Была заведующим сектором по делам инвалидов. Мне подали идею, что можно открыть центр социальной помощи. Нельзя категорично говорить, что в то время не оказывали соцпомощь. Раньше было 2 отделения при собесе и 5 отделений при доме престарелых. Мы объединили эти отделения. Наш центр открылся 17 апреля 1997 года. Люди нас ещё не знали, не понимали, что это за работа. Бабушки и дедушки боялись впускать соцработника в квартиру, им казалось, что это непорядочные люди, которые претендуют на их квартиру. Приходилось объяснять суть нашей работы. В финансовом плане в девяностых – начале двухтысячных тоже были трудности. По несколько месяцев не платили зарплату. Конечно, центр был намного меньше, чем сейчас. Работали 72 человека.
– То, что штат идёт на увеличение, это не очень хороший показатель, – замечает руководитель центра. – Значит, у нас увеличивается количество одиноких престарелых граждан. Родители остаются без присмотра, потому что дети находятся в местах лишения свободы или уезжают за границу. Не все пожилые люди хотят менять место жительства, многие боятся переезда. Есть скромные пенсионеры, кто отказывается от помощи соцработников.
В 2005 году в центре соцпомощи открылось детское отделение. И соцработники стали брать на попечение детей с тяжёлыми недугами, которые не могут посещать школы по состоянию здоровья. Один социальный работник обслуживает от 4 до 6 детей.
Готовили дома и возили в больницу
Главная задача соцработника – скрашивать одиночество бабушек и дедушек. Тем более, во время пандемии старики сами боятся лишний раз выйти на улицу. Многие и социальных работников опасались впускать в дом.
– Пенсионеры просили, чтобы соцработник провакцинировался, – говорит Айганым Саркулова. – У нас все сотрудники с прививками, потому что мы отвечаем за здоровье наших подопечных. Если кто-то заболевает, то привозим в больницу продукты и вещи, которые просят пациенты. Наши девчата сами готовили дома и отвозили еду в больницу. А перед выпиской соцработники убираются дома у подопечного. Потом ещё нужно соблюдать две недели карантин, поэтому носим продукты до дверей. Во время локдауна мы с волонтёрами носили им еду почти каждый день. К счастью, у нас мало кто болел коронавирусом из пенсионеров. Все бабушки и дедушки строго соблюдают самоизоляцию.
Обычно соцработнику стараются подобрать подопечных в районе, где он сам проживает. По графику, нужно навестить двух человек до обеда и двоих – после. Во время обеденного перерыва можно успеть сбегать домой. От государства социальные работники получают проездные билеты.
– Соцработники много ездят по городу, – отмечает руководитель Айганым Саркулова. – Пенсионеры дают список продуктов или просят сходить в аптеку, за корреспонденцией. А кроме работника социальной службы больше им попросить некого. Наши старики благодарны этим людям, которые скрашивают их одиночество. Соцработник, за которым много лет закреплена одна и та же семья – уже как родственник. И подопечные очень огорчаются, если их социальные работники переезжают или уходят на пенсию. Наши девочки не только помогают в мелких бытовых делах, но и ещё по душам общаются с бабушками и дедушками, рассказывают, что происходит в городе, читают им последние новости.
Понять и простить
Каждый соцработник – это ещё и психолог. Надо уметь подстраиваться под настроение пожилых людей, находить выход из конфликтной ситуации. Если вам сделали замечание, надо быстро исправить ситуацию, не воспринимать его агрессивно.
– Мы учим этике социального работника, – говорит директор центра соцпомощи. – У нас была такая ситуация. Бабушка потеряла телефон и обвинила в краже соцработника. Пришла заведующая, стали все вместе разбираться. Начали смотреть по шкафам и нашли телефон, зарядку, планшет. Ну... пожилой человек, забыл, куда положил. Конечно, бабушка попросила прощения, они помирились, и мы не стали менять соцработника. Бывает, когда пожилые люди копят деньги дома, перепрятывают, а потом сами забывают, где они лежат. А так как в дом, кроме социального работника, никто не приходит, он сразу попадает под подозрение.
А вот от чашки чая я откажусь
У соцработников есть на службе свои табу. Например, нельзя садиться за стол со своими подопечными.
– Мы запрещаем нашим сотрудникам пить чай, обедать вместе с хозяевами дома, – говорит Айганым Саркулова. – От конфликтных ситуаций никто не застрахован, и чтобы потом не говорили про соцработника: вот, она пила у меня чай, я её угощала. Может, пенсионерка приготовит себе экономно, но не пригласить гостя к столу неудобно. Я говорю девочкам, что у вас только служебные отношения. Общайтесь, помогайте по дому, но садиться за стол не надо.
Второй запрет касается распространения сетевой продукции. Был случай, когда соцработник продавала косметику компании «Орифлэйм». После этого ввели запрет на любые коммерческие сделки между работником соцслужбы и подопечными. Также запрещено оказывать пенсионерам медуслуги, это касается уколов и систем. Соцработник может померить давление, сделать перевязку, дать прописанную таблетку. Остальную медицинскую помощь должны оказывать медсёстры из поликлиники.
Зато социальные работники с радостью помогают пенсионерам разобраться в новых технологиях. Многие люди в возрасте вообще не выходят из квартиры, у них нет возможности попасть в ЦОН. И не у всех пожилых есть сотовые телефоны, даже кнопочные. Как сообщили в центре социальной помощи, социальные работники помогали подопечным пройти процедуру переписи населения. 53 пенсионера, у кого есть мобильный телефон, прошли процедуру в формате онлайн.
Ещё раз терпения!
Чаще всего в социальные работники идут люди с медицинским и педагогическим образованием. Если сотрудник хорошо зарекомендовал себя, то его могут перевести на должность консультанта или заведующего в центр социальной помощи. Но диплом для социального работника – это не главное.
– Для нас важны личные качества: доброта, ответственность, отзывчивость, – улыбается Айганым Матсалыковна. – Человек должен быть с доброй душой. Соцработник – это и друг, и помощник, и психолог. Не просто работа, а призвание, как учитель и врач. Мы получаем удовольствие от того, что помогаем людям. На душе тепло, когда тебе говорят «спасибо». Официально день соцработника появился только в 2011 году, это последний день октября. Раньше у нас и профессионального праздника не было. Хочется, чтобы больше внимания уделяли самой социальной службе. И не только наш центр: в Актобе много организаций, которые работают с трудными подростками, инвалидами, многодетными семьями, помогают женщинам, пострадавшим от бытового насилия. И с каждым человеком нужно встретиться, поговорить, поддержать. Я поздравляю всех работников социальной сферы с профессиональным праздником! Праздник тех, кто посвятил себя благородной профессии, требующей душевных сил, самоотдачи, милосердия и энергии. Выражаю глубокую благодарность всем работникам социальной сферы за непростой труд, профессионализм и преданность делу. Я им всем желаю здоровья, терпения и ещё раз терпения!