Для многих наступление пенсионного возраста вовсе не означает прекращение трудовой деятельности. По последним данным, количество работающих пенсионеров в Казахстане составляет 200 тысяч человек. Кто–то из них ищет дополнительный заработок, кто–то просто скучает без любимого дела, а некоторых специалистов просто бывает некем заменить.
Спустя годы службы сложно представить домашние будни в четырёх стенах.
ЖИЗНЬ ПО ГРАФИКУ
Дежурный электромонтёр на подстанции Надежда Николаевна ЛИЧКОВАХА вышла на пенсию в ноябре прошлого года. На АЗФ она проработала без малого 39 лет. Женщина признаётся: никогда и не думала, что её судьба сложится именно так.
– Когда–то я закончила восемь классов и никуда не хотела идти учиться, – вспоминает Надежда Николаевна. – Тогда мой дедушка взял документы, увёз и сдал в училище. Вот так я и отучилась на электромонтёра. Думала тогда, что мне такое образование не пригодится. Но потом пришла на завод в энергетический цех, стала работать. Мне понравилось, и я задержалась.
Спустя многие годы Надежда Николаевна даже представить себя не может без смен на заводе. Даже организм привык к многолетнему рабочему графику. Если непривычной молодёжи нужно обязательно выспаться перед ночной сменой и отдохнуть после неё, то для работника со стажем дневной сон совершенно не обязателен.
– Дети говорят иногда, что пора уже на отдых идти, – улыбается Надежда Личковаха. – Но я сомневаюсь. Они разъехались по разным городам, я вдвоём с мужем живу. Даже представить не могу, что буду делать целый день дома в четырёх стенах! Здесь же не только работа, но и общение с людьми, а это очень много значит.
ВТОРАЯ МАМА
Впрочем, отдыхать Надежда Николаевна пока не собирается. Хочется продолжить работать на подстанции, да и здоровье пока позволяет, а значит, нужно пользоваться моментом.
К тому же, преемственности поколений никто не отменял.
– Сейчас на работу набрали столько молодёжи! – рассказывает Надежда Николаевна. – У нас уже стариков – тех, кто работает много лет, – почти не осталось. Молодые пришли работать, но пока ещё ничего толком не знают. Нужно с ними поделиться своим опытом, объяснить. Они сами просят, чтобы осталась и помогла. Я думала–думала и решила, что пока здоровье ещё есть, то, может быть, стоит помочь подняться молодёжи. Поэтому пока работаю.
Конфликтов с молодыми сотрудниками обычно не возникает. Надежду Николаевну за готовность помочь они уже успели прозвать второй мамой.
– Думаю, ребятам нравится, – делится Надежда Личковаха. – Они молодцы, работают с азартом, стараются всё узнать. Ходят следом, спрашивают «Мама, что там такое? Расскажите». Я им показываю да рассказываю. У меня с этим проблем нет.
НАША СЛУЖБА И ОПАСНА, И ТРУДНА.
Конечно, бывает, что возникают и сложности, но неразрешимых проблем не бывает. Достаточно проблематично бывает уследить за новыми технологиями, и вот тогда на помощь приходят самые молодые сотрудники.
– Уследить за новинками нелегко, – говорит Надежда Николаевна. – Когда мы в свои годы учились, то такого не было, и разобраться так же быстро, как молодёжь, не можем. Да и время сейчас такое. Но обычно всё же стараемся угнаться за новинками. Сами знаете – компьютеры, интернет. Тут уж первенство за молодыми, и ничего не поделаешь.
За много лет работы случалось получить удар током, к счастью, не сильный. Всё–таки работа очень опасная, даже несмотря на все предосторожности: подстанции и ячейки закрываются на замки, техника безопасности соблюдается.
– У нас опасная работа, – говорит Надежда Николаевна. – Всюду напряжение, ток – он же невидимый. На старом оборудовании работать сложно из–за изношенности, но его всё поменяли. Самое непростое – сконцентрироваться в аварийных ситуациях. Главное, чтобы работник не растерялся в этот момент. Не запаниковал, не побежал, куда не надо. Нужно ко всему подходить с холодной головой, рассуждать и поступать правильно. Когда соблюдаешь правила, ничего не случается.
ЛУЧШЕ ЛЮБОГО ЛЕКАРСТВА
Не может расстаться с любимой работой и водитель Александр Павлович ПОЛТАВА.
– Это сложно объяснить, – говорит Александр Павлович. – Когда сидишь за рулём 47 лет, привычка вырабатывается. Я два дня всего не работаю, и в организме сразу начинаются сбои. Как только сажусь за баранку, сразу успокаиваюсь, чувствую себя на своём месте. Это как наркотик, настоящий допинг.
Александр Полтава за рулём с 1967–го года. Без машины, своей «кормилицы», он себя уже и не мыслит.
– Я вырос в автомобиле, – рассказывает пенсионер. – Мой отец, настоящий заслуженный боевой офицер, был шофёром. В те годы поднимали целину, пахали землю. Вот с ним я постоянно и ездил по области.
МИНУТА В МИНУТУ
Теперь, спустя много лет, каждый рабочий день Александра Павловича начинается одинаково: взять путёвку, пройти строгий медосмотр. Обязательно измеряются давление и пульс. Начинать работу можно только после того, как получишь разрешение. Если остаётся время, водитель приводит в порядок автомобиль.
За те годы, которые Александр Полтава провёл в водительском кресле, он успел обзавестись огромным количеством знакомых. Некоторых из них узнаёт до сих пор, даже запросто угадывает, куда их нужно подвезти. Рабочее чутьё не подводит.
– Один из запомнившихся моментов – это работа с немцами, – вспоминает Александр Павлович. – Я в то время работал в гараже на заводе, водил пассажирскую «Газель». Немецких сотрудников подвозил до электростанции. Мне понравилось, что у них всегда и во всём порядок. Минута в минуту! Очень по душе их пунктуальность. Вообще я с немцами долгое время жил по соседству, поэтому они мне как родные.
НАДО СООТВЕТСТВОВАТЬ
По словам Александра Павловича, молодёжи среди водителей сейчас немного. В основном работают люди среднего возраста. Молодые же, бывает, уходят, но через время возвращаются. И у них также есть чему поучиться:
– Молодёжь быстро справляется с чем–то новым, в отличие от нас, – говорит Александр Павлович. – Особенно, когда стали мы получать новые машины, иномарки, это пригодилось. Они по интернету посмотрели – и всё. А я, бывает, иногда не знал, какую кнопку нажать на приборной панели. Быстро схватывают, поэтому у них и учимся.
О том, чтобы уйти на заслуженный отдых, Александр Полтава пока не задумывается. Несмотря на мнение родных, у него свои доводы в пользу продолжения работы:
– Иногда мне говорят: «Бросай уже, дед!». Я иногда ещё и прихрамываю, коленки трещат. Но нет, пусть у меня пенсия довольно приличная, но всё равно – цены–то растут! Сейчас вот опять начинается: то за свет, то за газ плати. Надо соответствовать.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА