Александр ПАШКЕВИЧ: «Я не брошу свой центр!»
– Всё прошло тихо, скромно, – говорит Александр Пашкевич. – 50 лет, можно сказать, целая эпоха. Из министерства прислали только одну грамоту, хотя мы просили наградить 10 наших сотрудников. Я вообще не люблю всей этой помпезности, не буду везде кричать, что у нас юбилей. И сейчас не то время… Но просто уделить немного внимания… Я думаю, мы это заслужили. На пенсию тоже провожал только коллектив, из вышестоящих никого не было. Да и сейчас новые кадры в администрации. Скорее всего, многие и не знают, где находится наш центр. Зато было очень приятно, когда звонили и поздравляли из России, Германии, Канады. Я бы и ещё годик мог поработать, но молодым нужно давать дорогу.
Назначение в день рождения
В 1983 году Пашкевича назначили директором станции юных техников. До этого момента Сан Саныч работал на трикотажной фабрике, а по выходным вёл автомодельный кружок. Как-то наведался Алексей ПАСТУХОВ, руководитель отдела образования, в городскую станцию юных техников.
– Он был когда-то директором школы, где я учился, – вспоминает Пашкевич. – Алексей Фёдорович говорит мне: «Давай директором станции! Ты в школе был организатором всего на свете, сможешь!». А меня уже поставили главным энергетиком на трикотажке. Я отказался. Вскоре он вызывает меня поздравить с прошедшим днем рождения. И протягивает листок бумаги – там приказ о назначении директором городской станции юных техников. Всё, говорит, завтра представлю тебя перед коллективом. А у директора станции был оклад в 3 раза меньше, чем на моей прежней работе. Так я 3 месяца метался между двух огней. Вскоре в нашу семью пришло горе: папа умер от инфаркта. И мать сказала: «Отец всю жизнь руководил школой, и ты работай директором в память о нём». Я уволился из трикотажки. Дальше – девяностые, трикотажную закрыли, и все мои бывшие коллеги пошли с клетчатыми сумками на рынок.
Осталось на бумаге
Александр Пашкевич вспоминает, как появилась задумка сделать из станции юных техников центр технического творчества. Москва помогла составить типовой проект будущего учреждения. В горисполкоме и облисполкоме утвердили, место строительства назначили, и вдруг Союз распался. Финансирование из Москвы прекратилось. Большое красивое здание так и осталось на бумаге.
– Я унывать не стал, – говорит Сан Саныч. – Отдали нам под здание заброшенную школу по улице Новаторов: стёкла выбиты, окна забиты фанерой, в каждом классе по 2 печки. Я целыми днями весь чумазый, в саже. Сами сломали печки и построили котельную. У нас было всего 3 руководителя кружка, техничка и я – вот и весь штат. Собирал по крупицам всех работников. Сегодня у нас в штате 55 педагогов. Мы работаем по 23 направлениям: технические и декоративно-прикладные. Мы, кстати, первыми освоили технику квиллинга, который сейчас так популярен у девочек.
Нашествие роботов
«Да вы что, Сан Саныч! Это мы не потянем!» – так в 2011 году отреагировали педагоги центра технического творчества на идею директора открыть кружок робототехники.
– Мы начали создавать роботов практически из ничего, – рассказывает руководитель центра. – Поехали в Санкт-Петербург на первые международные соревнования по робототехнике и заняли первое место, это было сенсацией. После победы началось движение: открывали филиалы в городе и по Казахстану, готовили педагогов. У нас по школам работает 12 наших филиалов, в которых преподают трудовики и педагоги из центра. Самый большой находится в Авиагородке. Нам выделили здание вычислительного центра, от которого остались только стены. С педагогами, родителями провели отопление, электрику, покрыли пол и пристроили 2 лаборатории: судомодельную и картинга, сейчас их 6.
Все годы центр технического творчества остаётся бесплатным.
– Открываются частные школы по робототехнике, но это больше к теме зарабатывания денег, – считает Пашкевич. – А у нас процентов 70 учеников – это дети из малообеспеченных, многодетных семей, сироты. Кто-то даже в порванной обуви приходит. Мы хотим, чтобы дети чувствовали здесь второй дом.
Моря нет – корабли есть
В девяностые всем гостям показывали в Актюбинске 2 гордости: завод ферросплавов и центр технического творчества.
– А больше ничего не работало, – улыбается Сан Саныч. – Приезжие гости не верили, что все эти ракеты, самолёты, автомобили сделаны руками детей. Особенно удивлялись нашим кораблям. Казалось бы, моря в Актобе нет, а корабли в центре строят!
Главная достопримечательность центра технического творчества – макет автотрассы.
– Сначала мы увидели картинку с американской трассой и загорелись идеей, – вспоминает Пашкевич. – Давай искать чертежи. Связались с Америкой. Нам прислали схемы, их пришлось переводить с английского языка. У нас работала семья Блохиных. Отец раньше был конструктором на заводе ферросплавов, а сын Володя, бывший воспитанник центра, руководил кружком и собирал двигатели для автомоделей. Мы пристроили зал для автотрассы, лабораторию, а потом взялись за главную конструкцию. Два года мы с Блохиными работали и выстроили такую автотрассу, что на неё приезжал посмотреть весь Союз.
Трудно представить, но первые картинги тогда ещё станции юных техников были из водопроводных труб.
– Я прочитал в газетах, что появились картинги, – рассказывает Александр Пашкевич. – Тогда и слова такого не знали. Где-то мы нашли чертежи. Собирали первые модели из водопроводных труб, получилось 5 штук. А тут в соседней автошколе выпустили свои картинги. Мы провели первые в городе соревнования. У них красивые, заводские, а от станции юных техников – самодельные. Что вы думаете? Мы их обставили – взяли все первые места! Так к нам пришёл первый успех.
Износилось, устарело
Жаль, не все проекты педагогов и учеников ГЦТТ удаётся воплотить в жизнь. Основатель центра вспоминает, как в Астане проходил международный конкурс по изобретательству.
– Мы представили проект по очистке воды со скважин, – поясняет Александр Пашкевич. – Традиционный способ, когда насосы качают со скважины воду и хлорируют, а у нас – без хлорки, электролизным путём. Американцы были в шоке, что проект создали дети. Но опять всё осталось на бумаге. Патент на него мы так и не получили, хотя проект копеечный. В Южной Корее с первого класса ведётся предмет по рационализации и изобретательству. Вы знаете, кто придумал кофе «три в одном»? Шестиклассник! К 11 классу у них чуть ли не патенты на свои изобретения, поэтому на высшем уровне все технологии.
В городском центре технического творчества вся материальная база уже на последнем дыхании.
– Нам необходимо современное здание, просторные лаборатории, – говорит основатель центра. – И хорошее финансирование: не просто там миллион-два, а десятки миллионов тенге. Судите сами: один набор робототехники стоит 290.000 тенге, на всех детей таких наборов нужно как минимум 10. Министры всё время говорят, что надо развивать дополнительное образование. Но на одном энтузиазме не развить. У нас есть только один 3D-принтер. Сейчас все узлы, запасные части для авиа– и судомоделей выпускают на нём. Двигатели на авто, судомодели, картинг изношены и требуют замены. Мы не можем ехать на соревнования с какой-то деревяшкой или китайскими полуфабрикатами и при этом претендовать на призовые места.
«Он нам нужен здесь»
Был период, когда директора центра технического творчества Александра Пашкевича хотели переманить в столицу.
– Звонит мне, значит, министр из Астаны. Предлагает переехать, чтобы там с нуля создавать центр. А как я брошу своё родное? Несколько месяцев меня так уговаривали. Потом пошёл к акиму Елеусину Сагиндикову. Он при мне набрал номер министра: «Пашкевича не трогайте, он нам нужен здесь». Прислали из Астаны будущего директора, я его здесь подготовил. Что интересно, в Астане до сих пор так и не построили нормального здания для центра технического творчества. Ютятся в какой-то школе.
«Я – гончей породы»
37 лет трудового стажа в центре. Александр Пашкевич, конечно, не собирается бросать родной коллектив. Для всех педагогов Сан Саныч остаётся главным наставником.
– Это моё детище, которое я создал и растил, – с гордостью говорит основатель центра. – Мы вместе пережили период, когда по полгода не платили зарплату. Сотрудники мне иногда говорят: «Помните, как вы привезли горячий хлеб и в солдатских термосах чай?». В степи проходили республиканские соревнования по авиамоделизму, все мёрзли. Я заехал на хлебокомбинат и взял 2 мешка горячего хлеба. Летом привозил вёдра помидоров и огурцов с дачи. Свою дачу я строил с нуля и даже победил в областном конкурсе по ландшафтному дизайну. Я очень люблю цветы, у меня на участке было только одних роз 100 кустов. Энергии ещё очень много. Я на диване не люблю лежать. Почему такой худой? Потому что гончей породы. Мне всё время надо что-то придумывать, двигаться дальше.
В детстве будущий директор центра технического творчества мечтал о небе и самолётах.
– Мы жили при школе. Летом приезжали лётчики, опрыскивали поля. Я с ними летал каждый день на самолёте. Они в воздухе даже давали штурвал подержать. Так я полюбил самолёты, что пошел в авиамодельный кружок. А после школы, в 15 лет, поехал поступать в лётное училище. В приёмной комиссии мне сказали: «Мальчик, у нас не хвосты самолётов заносить, а летать надо». Не взяли из-за возраста, я плакал. У меня была мечта стать лётчиком. Зато сколько из наших воспитанников теперь поступают в лётное. Бывает, садишься в самолёт, а там пилот – наш бывший ученик. И, знаете, такая гордость берёт!