«А» - пять, двойка - ...
Менять казахстанскую систему образования – это одно из любимых развлечений отечественных чиновников. Чего только школы не натерпелись за последние годы, а изменения всё продолжаются и продолжаются. На этот раз реформировать предлагают систему оценивания. В частности, предлагается оценивать старания учащихся по стобалльной шкале.
С таким предложением выступила вице-министр образования и науки Шолпан КАРИНОВА.
– Сегодня мы рассматриваем варианты стобалльной системы оценивания, как это сейчас принято в высших учебных заведениях. Чтоб это было синхронизировано. Мы также понимаем, что возврата к предыдущим оценкам – 3, 4, 5 – не будет, – заявила она.
А? Бэ!
Стобалльная система оценивания действительно уже несколько лет используется в казахстанских вузах. Вместо пятёрок ставится оценка «А», которая соответствует 96-100 баллам; пятёрка с минусом – это «А-», то есть 90-95 баллов. Хорошисты могут получать «В+», «В» и «В-»; в качестве троек ставятся «С+», «С», «С-», «D+», «D» и«D-». Рассчитать выражение этих букв в баллах по специальной схеме несложно.
Решение о том, будут ли переходить школы на стобалльные шкалы оценок, будет окончательно принято в течение ближайших пары месяцев. Если реформаторы докажут, что пятёрки и двойки морально устарели, то ученикам, их родителям и учителям придётся привыкать к новым правилам. Ещё наверняка понадобятся новые методички, да и как такой переход отразится на аттестатах тех, кто уже несколько лет проучился по старой системе, неизвестно. Вопросов, как всегда, слишком много, а ответить на них пока что никто не может.
А крен, извините, пошёл
Предложение изменить систему оценивания понравилось, впрочем, далеко не всем. Первыми возмутились депутаты.
– Вообще вопрос суммативного оценивания мы и на правительственном часе поднимали. Была у нас такая просьба: сделать акцент на повышении качества знаний, качества обучения, уровня учебно-воспитательного процесса. А пошёл весь крен, извините, в сторону оценивания. От того, как мы оцениваем знания детей, качество знаний не улучшится. И у них уровень знаний тоже от этого никоим образом не зависит. Мы бы вообще предложили вернуться к прежней системе и никому не усложнять задачу, – попросила вице-спикер мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА.
Других проблем мало?
Не слишком радуются очередным изменениям и действующие педагоги. Мало того, что они сами устают от бесконечных перемен, так ещё и на детях постоянные реформы сказываются отрицательно.
К слову, в казахстанском министерстве образования и науки некоторое время назад уже провели своё исследование и выяснили, что… дети, которые обучались и оценивались сначала по старой системе, а потом в силу обстоятельств перешли на новую, хуже адаптируются. Выяснили, но всё равно предлагают систему менять. Такая своеобразная забота о детях получается.
– Если честно, проблем хватает, – говорит учитель Ботагоз ТАРБАЕВА. – И оценки – не главная из них. Я бы многое поменяла в лучшую сторону в учебной программе, в самих учебниках, по которым мы должны учить детей. Исправила бы в пособиях все ошибки, а они там встречаются. А от того, будем ли мы ставить в журнал «5» или «100», знаний у ребёнка не прибавится никак.