7 признаков пирамиды
В первую очередь должна вызвать подозрение чересчур агрессивная реклама. Предложения вроде «Вложи миллион – получи два» следует отсекать сразу же! Дело в том, что деятельность легальных финансовых организаций, в том числе и реклама, контролируется законодательством. Закон же требует от банков давать максимально информативную рекламу. Отсюда и не всегда понятные людям, далёким от финансов, буклеты и листовки. В такой продукции приводятся сложные графики, используется финансовая терминология, часты сноски и пояснения. Мошенники же рекламное предложение максимально упрощают.
Без бумажки ты Мавроди
В любой нормальной финансовой организации лицензия висит на видном месте. Нарушившим это правило грозят немалые штрафы. Кроме того, лицензию можно увидеть и на сайте компании. Пирамиды же лицензией чаще всего не обладают, а даже если таковая имеется, то нужно уточнить, имеет ли фирма право брать деньги под проценты. Фирма может быть зарегистрирована как ломбард, микрокредитная организация, даже как просто ТОО. В лицензии род деятельности должен быть оговорён.
Большой секрет у маленькой компании
Любой банк второго уровня обязан отчитываться перед вкладчиками о том, что происходит с их депозитами. Для этого сведенья об объёмах средств, общей сумме сделок и прочих новшествах периодически выкладываются в открытый доступ. Мошенник же вынужден это скрывать. Даже если какой-то дотошный клиент спросит, в какие активы фирма будет вкладывать его кровные, то менеджер пирамиды в лучшем случае станет нести ахинею из сложных финансовых терминов, либо просто откажется отвечать, сославшись на коммерческую тайну.
Пишите письма
Ещё потенциального вкладчика должно насторожить отсутствие у компании мобильного приложения. Это не требование законодательства, а закон рынка. При здоровой конкуренции банку просто необходимо обеспечить клиента круглосуточным доступом к собственным финансам. Иначе человек уйдёт к конкурентам. Разработка же приложения – дело дорогое и хлопотное, и фирма-однодневка точно не будет с ним заморачиваться. Если же у компании нет даже своего сайта с личным кабинетом клиента, а только пара страничек в соцсетях, то можно быть уверенным, что это – мошенники.
Что в имени тебе моём?
Звучные названия для пирамид, вроде «Хопёр-инвест», «Чара-банк», «Всероссийский Автомобильный Альянс», остались в лихих 90-ых. Сейчас никто не позволит вставить в название фирмы слово, не связанное с его реальной деятельностью. А вот зарегистрировать бренд вроде «Gold», «Клуб миллионеров» или «Гарант24» может хоть продуктовый магазинчик. Поэтому финорганизации, которым нечего скрывать, охотно ставят слово «банк», «холдинг» или «инвестиционная компания» в свой логотип. Мошенникам же остаётся назвать свою контору нейтральным словом или просто красиво.
Кто тут в миллионеры крайний?
Вряд ли у какого-нибудь банка второго уровня могут появиться километровые очереди из вкладчиков. Даже на самый выгодный депозит за пару недель много процентов не накапает. Мошенникам же нужен ажиотаж, чтобы человек отдал им свои деньги как можно быстрее. Поэтому в первые дни обещанные проценты растут как на дрожжах, и человек, опоздавший на 2-3 дня, узнаёт, что более расторопные вкладчики за это время успели получить солидные барыши. Так что очередь, в которой надо выстоять не один час, или «предложение, которое действительно всего неделю», должны насторожить.
Усы, лапы и хвост – вот мои документы!
И последний признак пирамиды – это договор, вернее, его отсутствие Документ, имеющий юридическую силу, занимает не меньше 5-6-и страниц. Тут оговариваются и точные сроки по выплатам, и сумма с точностью до тиына, и права с обязанностями обеих сторон. Пирамида же в лучшем случае даёт пару листочков, а в худшем – непонятный чек, купон, отпечатанный в местной типографии.Или вообще ничего.