10 телег для цивилов*
Сторонники автостопа утверждают, что это просто идеальное путешествие. Можно объездить полмира, познакомиться с интересными людьми, и что самое главное – не заплатить за это ни копейки. Противники же в альтруизм водителей не верят. По их мнению, задарма нынче никто не повезет. А если и подберет попутчика, то только для того, чтоб отобрать драный рюкзак, убить и (вполне возможно) съесть глупого автостопщика, которому не сиделось дома. Кто же из них прав на самом деле?
МИФ ПЕРВЫЙ. Бесплатно сейчас никто не возит. По крайней мере, в Актобе.
Правда. В минувшую пятницу погода располагала к небольшому путешествию. К сожалению, времени не хватало, чтоб добраться до Парижа или хотя бы до Владивостока. Поэтому для эксперимента в качестве конечной точки был выбран город Хромтау.
Уже через пятнадцать минут мнение противников было опровергнуто. Остановилась пятая по счету машина. Водитель любезно согласился отвезти прямиком до точки назначения. Факт, что труды по доставке пассажира не будут оплачены, его не смутил, убивать попутчика он тоже, по всей видимости, не собирался. Чтобы довести эксперимент до конца, пришлось отказаться от услуг дружелюбного водителя. Иначе мифы не были бы ни подтверждены, ни опровергнуты.
МИФ ВТОРОЙ. Охотнее всего попутчиков берут скучающие дальнобойщики.
Правда. Киношный образ болтливого дальнобойщика или водителя грузовика, который с первой минуты поездки становится лучшим другом главному герою, далек от действительности. Может, в их Америках любой водила готов не только подбросить Данилу Багрова до нужного города, но и дать ему двадцатку на интимные услуги Дарьи-Мерлин. На наших же трассах ни одна фура не остановилась.
МИФ ТРЕТИЙ Настоящий автостопщик должен стопить только поднятым вверх большим пальцем.
Правда. Дебаты о том, какой жест истинно верный, не утихают до сих пор даже среди опытных автостопщиков, намотавших не одну тысячу километров. Поклонники большого пальца презрительно называют «тюленями» тех, кто голосует ладонью, ибо этот жест годится больше для доярки, которая везет в город бидон молока на попутках. «Тюлени» же убеждены, что большой палец годится только для заграничных путешествий. У отечественного водителя он якобы может вызвать справедливый патриотический протест.
Единственный жест, который на трассе не рекомендуется – это рука, сжатая в кулак с вытянутым средним пальцем. Машин так можно остановить гораздо больше, но добраться так можно только до ближайшей реанимации.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Автостопщик должен быть хорошо экипирован.
Правда. Если речь идет о путешествии в середине февраля из Салехарда в Якутск, то любая забытая пустяковина может стоить здоровья и даже жизни. В летнем путешествии, тем более на небольшие расстояния, объемный рюкзак только мешает. Его трудно приткнуть в остановленной машине, лямки режут плечи, а нужная вещь всегда мистическим образом оказывается на самом дне.
Гуру автостопа Антон КРОТОВ любит рассказывать о приятеле, который погожим майским утром вышел вынести мусор и вернулся домой только в начале ноября. Оказалось, по дороге он встретил друзей, которые ехали в Крым из Москвы, и очень захотел составить им компанию. По словам Антона, аскет-путешественник вернулся домой живым и здоровым. Более того, мусорное ведро тоже вернулось домой благополучно.
МИФ ПЯТЫЙ. Водитель подберет только благообразного автостопщика.
Правда. Ни темные очки, ни скрывающий лицо капюшон никого особо не смущали. Как, собственно, и пятидневная небритость. Водители – тоже люди. Подумаешь, солнце глаза режет – для этого и очки, капюшон – чтоб не напекло лысину, а небритость... Ну, видно, не нашел человек бритву посреди степных просторов, не бросать же его за это на трассе!
МИФ ШЕСТОЙ. Вдвоем стопить легче и интереснее.
Правда. Женское общество приятно скрасит суровую прозу дороги, а для крепкой мужской дружбы не страшны никакие трудности. Вот только влезть двоим, да еще с рюкзаками, можно не в каждое транспортное средство. По дороге в Хромтау и обратно часто попадались машины, где было только одно свободное место, разок притормозил мотоцикл. Вывод: вдвоем, может, и интереснее, но одному все-таки быстрее.
МИФ СЕДЬМОЙ. Автостоп – это халява.
Правда. Материальный вопрос тут, действительно, остро не стоит. Можно проехать несколько тысяч километров и не заплатить ни копейки. Но то, что придется всю дорогу развлекать водителя, это точно. Даже за такое короткое путешествие пришлось говорить на десятки тем, от позорного промаха Александра Кержакова до перспектив добычи хромовой руды в Актюбинской области.
МИФ ВОСЬМОЙ. Стопить лучше всего днем.
Правда. Смеркалось. Одинокая девушка стояла на обочине, когда к ней подъехал черный «бумер». Девушка заглянула внутрь и закричала от ужаса... Так начинается большинство автостопных страшилок для новичков.
Проверить на практике версию о эффективности ночного хитч-хайкинга (так называется спортивный автостоп) не хотелось.
МИФ ДЕВЯТЫЙ. Стопить можно только за городом.
Правда. Одинокая фигура вызывает больше сочувствия на трассе, чем посреди города. Но уговорить водителя все-таки можно. Только надо запастись терпением и игнорировать едкие замечания: дескать, нет денег – ходи пешком, и сетования: бензин нынче дорог. Однако старичок на зеленом «москвиче» охотно без всякой платы подкинул меня поздним субботним вечером от Жилгородка и поведал грустную историю о том, что в шестидесятых люди были добрее, а сейчас убивают за 100 тенге. Довез он до автовокзала «Сапар», но по легенде мне нужно было на Привокзальную площадь.
МИФ ДЕСЯТЫЙ. Тот, кто несколько раз проехался на попутках бесплатно, и есть самый настоящий автостопщик.
Правда. Можно раз добраться на попутках в Хромтау и обратно, а можно каждый год ездить автостопом из Актобе в Кишинев, к любимой теще. Результат один. Гордый титул хитч-хайкера все равно не заслужишь. Настоящий автостоп – это, скорее, вид спорта. Но и новичка, застопившего попутку до Мартука, и прожженного хитч-хайкера, побывавшего в Индии и Китае, объединяет одно – они ощутили незабываемую магию вольного путешествия.
Владислав КОЖУХАРЬ,
|
|