Звёзды нам не светят...
Почему популярные артисты не балуют Актобе своими выступлениями? В чём причина скудной культурной жизни нашего города? В этом пытались разобраться корреспонденты «Эврики».
А нам всё равно?
Выступления по-настоящему популярных звёзд в Актобе настолько редки, что невольно начинаешь думать: уж не проклят ли наш город, уж не деградировали мы до такой степени, что даже третьесортные музыкальные ансамбли, шумевшие на эстраде 70-х, не балуют нас своим появлением? А если к нам и заглянет какая-нибудь знаменитость, то ажиотажа своим появлением точно ни у кого не вызовет.
Вот, к примеру, в минувшее воскресенье в Актобе приезжали популярные исполнители, любимцы молодёжи, чьи песни регулярно крутятся на музыкальных радиостанциях и телеканалах, группа «Потап и Настя». Музыканты выступили по приглашению компании Beeline, которая отмечала свой день рождения и решила сделать подарок горожанам, так что концерт был бесплатный. Несмотря на свободный доступ на концерт, помноженный на популярность музыкантов, зрителей было немного — всего лишь несколько сотен человек. Создаётся впечатление, что люди не нуждаются в чьём бы то ни было выступлении. Но чтобы разобраться в вопросе более детально, мы решили поговорить с людьми, которые занимаются организацией концертов не первый год и знают проблему изнутри.
Зрителя надо воспитывать
Долгое время Есен ДУЙСЕНБАЕВ руководил областной филармонией. За эти годы он успел проявить себя как отличный организатор — в Актобе ежегодно проводились джазовые концерты, приезжали известные певцы и музыканты — Валерий МЕЛАДЗЕ, Татьяна БУЛАНОВА, Анжелика ВАРУМ, не говоря уже об оперных исполнителях и разнообразных оркестрах. Сейчас большинство музыкантов чаще проезжает мимо нашего города. Есен Дуйсенбаев считает, что одна из главных причин концертного штиля — недостаточное желание чиновников сделать Актобе культурным городом.
– Даже в соседнем Оренбурге культурная жизнь очень яркая, насыщенная, – говорит Есен Даутович. – На проведение концертов у них закладывается бюджет, благодаря которому они могут на целый год планировать приезд всех светил мирового искусства. Мне из Оренбурга буквально на днях звонили, говорили, что к ним приезжает знаменитый джазовый оркестр Гленна Миллера! В Казахстане такого никогда не будет. Столько лет я занимаюсь организацией концертов и прекрасно знаю, что всё упирается в первоначальный бюджет. Это 80 процентов удачи. Кроме того, зрителя нужно воспитывать. В том же Оренбурге выступления звёзд проходят регулярно, и люди уже не мыслят себя без этого. И если к нам приедет хороший исполнитель, зрители обязательно будут. Но для этого надо интерес в людях пробудить: провести один-два отличных концерта – и пойдут аншлаги.
А вообще пригласить звезду не составило бы никаких проблем. По мнению Есена Дуйсенбаева, Актобе располагает всеми техническими ресурсами, способными удовлетворить капризы даже самых требовательных музыкантов:
– У нас есть прекрасная аппаратура, отличный свет, великолепная площадка: такого Дворца спорта, как у нас, по всему Казахстану раз-два – и обчёлся. Но у администрации какие-то своеобразные понятия. Они боятся любого, даже небольшого скопления народа. Сколько раз я предлагал: давайте сделаем то, давайте сделаем это. Они всё отказываются: а вдруг кто-то кого-то зарежет, а вдруг кто-то кого-то убьёт, вдруг драка будет... Это же абсурд! А почему бы концерт какой-нибудь звезды не провести на стадионе? У нас стадион – шикарный для концертов: отличная акустика, сцена, прекрасная видимость. В 90-е годы я проводил там концерты, все были в восторге. А сейчас стадион не дают ни под каким предлогом.
А вот казахстанские звёзды колесят по стране с удовольствием, и с организацией их концертов нет никаких проблем.
– Почти все казахстанские исполнители приезжают в Актобе чуть ли не по нескольку раз в год. В ноябре 2011-го, например, я провёл три концерта Розы Рымбаевой. Всё дело в том, что казахстанские исполнители сами заинтересованы в гастролях по республике, так как на каком-либо другом рынке они не востребованы. Российские музыканты тоже воспринимают предложения на «ура». А всё потому, что у нас их очень тепло принимают, не то, что в российских городах.
Кресло для звезды
– К нам часто звонят продюсеры известных исполнителей, в том числе и российских звезд, – говорит директор филармонии Канат АЙТБАЕВ. – К сожалению, их условия для нас трудновыполнимы. В первую очередь они запрашивают очень высокие гонорары. Бюджет филармонии не может их себе позволить. И главное – в Актобе нет помещений для проведения такого рода мероприятий. Театр и филармония недостаточно вместимы. Например, зрительный зал в драматическом театре рассчитан чуть более чем на 400 мест, зал Дворца студентов – на 800. Это самый большой зрительный зал в нашем городе. А для того, чтобы сделать цены на билеты приемлемыми для среднего человека, нужно не менее 1.500 мест. Ну и, конечно, нельзя не учитывать риски. Гастроли могут сорваться из-за того, что не удалось продать билеты, или что исполнитель по какой-то причине не смог приехать.
Риск, безусловно, есть, и немалый. Для отказа в выступлении достаточно несоблюдения хоть одного пункта райдера. Так как у особо востребованных звезд этот райдер может состоять из 100-200 пунктов, то пропустить какую-нибудь маленькую, но важную деталь немудрено.
Так, в 2007 году солистка группы «Мюзикола» Карина АБДУЛЛИНА отменила выступление на корпоративной вечеринке в одном из актюбинских ресторанов. Певицу не устроило кресло в самолете. Этой мелочи было вполне достаточно, чтобы расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Организовать визит звезды на корпоративные вечеринки намного проще. В программе на сцене, чтобы не разочаровать зрителя, отдавшего за билет немалые деньги, непременно должны присутствовать спецэффекты, смена сценических костюмов, подтанцовка, живое музыкальное сопровождение. Если шоу будет идти менее полутора часов, зритель почувствует себя обманутым. На корпоративе же звезды выступают в среднем полчаса, да и программа чаще всего построена, как в старом анекдоте, по принципу «Петь не надо! Ты просто туда-сюда ходи!».
Приют комедианта
У столичных и провинциальных актеров чаще всего райдера нет, но гастроли от этого не становятся менее дорогим и хлопотным удовольствием. Например, чтобы привезти на гастроли театр хотя бы из соседнего Орска, нужно заплатить актерам суточные больше в три-четыре раза, чем обычные, так как выезд в Казахстан считается международными гастролями. К этому надо добавить хлопоты на таможне. Попробуй в список перевозимых вещей внести: «автоматы «Шмайсер» (6 шт)», «форму СС» (3 компл.) да еще «скелет человеческий – 1 шт».
Что касается зачастивших к нам «столичных» и «почти столичных» театров со звучными именами – это особый коммерческий ход, известный еще в Советском Союзе. Тогда это относилось к разряду «леваков» и «шабашек». Сейчас с развитием коммерческих отношений это стало на вполне легальную основу.
Принцип гастролей такой: популярный в Москве спектакль копируется, причем не очень тщательно, вместо известных актеров на роли назначают или студентов театральных вузов, желающих подзаработать, или провинциальных актеров, приехавших покорять Белокаменную. Впрочем, пару известных актеров непременно оставляют, для привлечения зрителей. Если имя актера достаточно громкое, то актера хватит и одного. На всем остальном: декорациях, хорошей аппаратуре, сложном гриме и костюмах – как правило, экономят. С таким «шедевром» можно смело колесить по маленьким городам, обирая доверчивых зрителей.
Для креативных антрепренеров есть автономный вариант. Можно на время приобрести право пользоваться названием, логотипом и брендом известного театра. Теоретически любой драмкружок при доме культуры может поставить «Гамлета» и, купив право называться «Театром на Таганке», гордо гастролировать по стране. Кто удержится от соблазна посмотреть легендарного «Принца Датского». Правда, театры высокого уровня следят за своей репутацией. МХАТ вряд ли так легко позволит печатать знаменитый силуэт чайки на дешевых афишках, но театры второго уровня, в имени которых есть слова «Москва» или «Санкт-Петербург» и даже «Бродвей», своим брендами торгуют охотно.
Рок у нас не в чести
Особняком от общей проблемы стоит рок-музыка. Известные рокеры приезжают к нам ещё реже популярных исполнителей. Музыкант и организатор рок-концертов в Актобе Андрей НЕНАШЕВ время от времени будоражит тихую жизнь родного города, приглашая кого-нибудь из рокерских знаменитостей.
– Андрей, исходя из того, что рок-музыканты в наш город приезжают нечасто, позволю себе сделать вывод, что организация подобных концертов дело очень не простое...
– Организовать живой концерт гораздо сложнее, чем какой-либо другой. Живой звук — это очень сложно: гитары, барабаны – всё должно звучать хорошо. Кроме того, у нас нет места, где может выступить тот же самый «Сплин» или «ДДТ». У нас нет клубов для их выступлений. Когда приезжали «Разные люди», удалось договориться с руководством ночного клуба «Желкен». Они пошли нам навстречу, потому что концерт закончили относительно рано — в 10 часов вечера. А договариваться с кем-либо на постоянной основе в Актобе не получится.
– А как считаешь, если приедет кто-нибудь из рок-знаменитостей, зрители-то придут?
– Отвечу тебе словами Стива Джобса. Он всю жизнь подозревал телевидение в заговоре, думал, что существует сговор телеканалов с целью зомбирования людей. Потом, когда он сам стал одним из тех людей, с которыми должен кто-то сговариваться, он понял, что на самом деле никакого сговора нет. Просто что народ требует, то ему и показывают, информацию никому не навязывают. Вот тебе и ответ: кому здесь играть рок-концерты, если основная часть населения этого не хочет? Единицам, кто слушает рок, проще самим съездить на какой-нибудь концерт, чем дождаться приезда музыкантов в Казахстан. Мне дешевле слетать в Киев на «RHCP», чем ещё раз приглашать сюда «Разных людей». Потому что это перелёт, это аппаратура, это аренда зала, а придёт по-любому 60-80 человек. Публика одна и та же, все мы друг друга знаем. А основной массе нужна попса.
– А какая ситуация в других казахстанских городах?
– Во многих городах ситуация даже хуже, чем у нас. В Актобе, по крайней мере, есть такие «идиоты», как Ненашев, которые пытаются исправлять эту ситуацию. А в других городах нет таких типов, понимаешь? Может, они есть, но я не слышал, чтобы в Кызылорде или Костанае что-то происходило. Разумеется, особняком стоит Алматы. В Караганде, опять же, есть хорошая движуха, немного отличная ситуация от всего Казахстана. В нашем городе что-то происходило благодаря Ермену Анти (лидер группы «Адаптация»), за что ему огромная наша благодарность, но сейчас уже и Ермен махнул рукой на свой родной город, потому что ему легче поиграть в Москве, в Питере, в Киеве, в Берлине, чем организовать что-то в Актобе. Везде какие-то препоны. Со стороны госслужб какие-то свои препоны, со стороны хозяев клубов, где ты пытаешься что-то сделать...
– Ну, а теоретически ты можешь привезти в Актобе кого угодно, не так ли? «Аквариум» можешь привезти?
– «Аквариум» не смогу. Ему в Актобе играть негде. Эта группа должна играть в драмтеатре. А ты думаешь, нам драмтеатр дадут? Нет. Это надо выбивать через акимат и прочее. В общем, всё сложно. А так, чтобы прийти и сказать: ребята, давайте, я вам «Аквариум» привезу, дайте мне театр на вечер. Никто тебе ничего не даст. Потому что там они сидят для того, чтобы бумажки вовремя заполнять и отчёты сдавать: мол, вот мы поставили пьесу, у нас всё хорошо. А чтобы событие провести для города – не, не, не. Никто не хочет напрягаться.
А как у них?
Буквально на днях на глаза попался листочек с расписанием концертов и спектаклей в Оренбурге на предстоящие четыре месяца. Глянул я на эту бумажку и обомлел: количество звёзд было велико до неприличия. От Трофима и Лепса до Киркорова и Ротару. Заместитель генерального директора театра массовых представлений «ТЕМП» Игорь ПЕНЗИН, который более двадцати лет возит звёзд по городам России и странам СНГ, считает, что секрет насыщенной культурной жизни России прост: в последнее время появилось много меценатов и спонсоров, которые берут на себя часть расходов по приглашению популярных исполнителей.
– С проведением концерта должны помогать не чиновники, а спонсоры, те, кто хочет сделать людям подарок. В России очень часто в роли спонсоров выступают хозяева предприятий и магазинов. Они не оплачивают все расходы полностью, но они, допустим, оплачивают дорогу артистам. И организаторы концерта уже продают билеты дешевле намеченной суммы. Ведь в концерт закладываются все расходы – оплата налогов, расходы на дорогу и всё прочее. В Казахстане, в частности, в Актобе, тоже много богатых людей, которые могут сделать подарок не только самому себе на день рождения, но и пригласить какого-нибудь артиста для горожан.
К тому же, отмечает Игорь Пензин, музыкантов в Казахстан везти сложнее — всё дело в границе и дополнительных расходах на переезд:
– Поэтому многие звёзды организовывают гастроли таким образом, чтобы захватить сразу несколько городов. Так им удобней — долетают до одного города самолётом, а дальше передвигаются поездами и машинами. В Казахстане мы работаем в основном с северными и восточными городами страны — Павлодар, Петропавловск, Семей... У вас тоже если кто-то собирается заниматься организацией концертов, надо договариваться с ближайшими городами, тогда и билеты будут дешевле. Но звёзды в Актобе появятся не раньше, чем ваши бизнесмены созреют до того, чтобы помогать с организацией концертов. А пока что – увы...
Пётр ТРОЦЕНКО, trocenko@evrika.kz
Владислав КОЖУХАРЬ, evrika@evrika.kz
|
Гонорары российских звезд
(в Москве)
• Не очень популярные солисты «Фабрики звезд – $1.500
• Влад Сташевский, Найк Борзов, «Вирус» – $2.500
• Юля Савичева, Линда, Марина Хлебникова – $5.000
• Алена Апина, Татьяна Буланова, Юлия Чичерина, Вика Цыганова – $5.000
• Кристина Орбакайте, Николай Басков, Маша Распутина, «ВИА Гра» – $15.000 – $30.000.
• Филипп Киркоров, Верка Сердючка, София Ротару – $30.000.
• Алла Пугачева – $40.000 – $50.000
|