Знак бесконечность
Несмотря на стабильную финансовую поддержку государства, денег на масштабные постановки у актюбинского театра не хватает. Для примера можно отметить, что 2 года назад костюмированный «Ревизор» от казахской труппы и концептуально выдержанная постановка «Чёрная бурка» у русской обошлись казне в 10.000.000 тенге, то есть по 5.000.000 каждая. Причём подобные спектакли не могут быть рентабельными в принципе. В нашем городе просто нет столько зрителей, чтобы отбить все затраты. К финансовым рискам можно добавить непопулярность спектаклей или форс-мажорные обстоятельства, вроде увольнения актёра, исполняющего главную роль. Часто случается, что после ухода актёра спектакль консервируется, а то и вовсе вычёркивается из репертуара. Проще поставить новый, чем вводить в старый другого человека.
Особенно остро чувствуется нехватка профессиональных актёров в русской труппе. Главная кузница театральных кадров в нашей стране – Казахская национальная академия искусств – набирает русскоязычную группу раз в несколько лет. К тому же образование там очное, и мало кто из грезящих о сцене актюбинцев может позволить себе покинуть отчий дом лет на 5, а решившиеся всё же на это не спешат возвращаться в провинциальный город на Белом холме, имея довольно солидный диплом. Прежде актюбинским актёрам помогали российские театральные институты, но скоро ситуация может измениться. Руководство театра ведёт переговоры с колледжем «Тарлан» об открытии там русского отделения с обучением по специальности «Актёр драматического театра». Отделение с казахским языком обучения существует уже несколько лет, и довольно успешно.
Свято место пусто
А пока идут переговоры, молодые артисты ограничиваются только мастер-классами. Совсем недавно подобный тренинг провёл режиссёр Ерлан КАРИБАЕВ. В мастер-классе приняли участие 64 актёра из обеих трупп, причём поднять свой профессиональный уровень согласились лишь 20 человек из русской труппы.
Дело в том, что занятия проходили не по привычной системе Станиславского, а по методике эмигранта Михаила ЧЕХОВА. Эта схема больше популярна на Западе, чем на постсоветском пространстве, и направлять невидимые психологические лучи в зрительный зал, чтобы покорить зрителей, консервативно настроенные актёры старой школы категорически не хотят. Если в России по системе Чехова охотно работают не только экспериментальные, но и прогрессивные театры, то в Казахстане она крайне непопулярна. Недоверия к этой методике добавляет ещё тот факт, что создавалась она под влиянием антропософии – религиозно-мистического учения, признанного во многих странах ЕС нетрадиционной религией.
«Лавина» сойдёт в феврале
В новом сезоне самым зрелищным спектаклем может стать «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Легендарный эпос требует ярких национальных костюмы, большой массовки, величественных декораций. Для постановки казахского эпоса руководство пригласило режиссёра из Киргизии.
– Я очень люблю этот памятник казахской литературы, и для меня большая честь поставить его в Казахстане, – признался Нурлан АБДЫКАДЫРОВ.
Для любителей современного искусства русская трупа готовит постановку «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Тунджера ДЖЮДЖЕНОГЛУ. Действие притчи происходит в маленьком горном посёлке, где жители живут в постоянном страхе. Из-за опасности схода лавины они вынуждены говорить шёпотом, но раз в год, когда угроза сходит на нет, они дают волю эмоциям.
Какой именно будет постановка, режиссёр Мейрам ХАБИББУЛИН пока не рассказывает. Это должно стать сюрпризом для зрителя. Премьера «Лавины» должна состояться уже в конце будущего месяца, показ спектакля «Козы-Корпеш» запланирован на 13-е февраля.
Кто ищет, тот найдёт
Но выпустить новый спектакль – это ещё полдела. Актюбинские театралы часто жалуются на отсутствие рекламы. Чтобы не быть голословным, мы провели маленький эксперимент, пытаясь найти в городе афиши грядущих культурных мероприятий. Для чистоты эксперимента реклама приезжих знаменитостей не учитывалась. Результат неприятно удивил. Только на двух улицах старой части города (Уалиханова и Шернияза) удалось насчитать 28 афиш «Онер Орталыгы», анонсирующих рядовой концерт. Они же украшали почти каждую автобусную остановку на проспектах Алии Молдагуловой и Абилкайыр хана. А вот рекламу драмтеатра отыскать вообще не получилось.
Оказывается, в бюджете театра денег на раскрутку спектаклей попросту не заложено. Небольшая сумма выделяется лишь на премьерный спектакль, который в рекламе не нуждается. Актюбинские театралы узнают о дате его проведения минимум за месяц. Поиск в интернете тоже не дал желаемых результатов. На официальном сайте расписания не оказалось, последняя новость датировалась ноябрём 2018-го, а афиша нашлась только в «Инстаграме». Зато довольно подробная.
– Я не уверен, что наружная реклама – эффективна. Сейчас мы работаем через соцсети. По моей просьбе друзья помогают мне провести мониторинг. Мы хотим установить связь анонса спектакля с его посещаемостью. Старые спектакли и постановки, которые играются редко, тоже будут участвовать в мониторинге, – прокомментировал ситуацию директор театра Олжас ИБРАЕВ.
Мало, зато свои
Для популяризации театрального искусства в Актобе руководство драмтеатра возрождает почти забытые традиции. Две недели назад у зрителей появилась возможность пообщаться с актёрами перед спектаклем. К сожалению, воспользоваться этой возможностью захотели немногие, и на встречу явилось около 10-и человек. Тем не менее, планируется подобные встречи сделать регулярными, и тогда, возможно, поклонников местных звёзд придёт больше.
– Это неправда, что люди в театр не ходят. Ходят, и даже есть постоянные зрители, только их мало. Надеюсь, что после встреч с актёрами, когда люди смогут задать артистам интересующие вопросы, заядлых театралов в Актобе станет больше, – поделился Олжас Ибраев.
А вот празднование юбилея в этом сезоне пришлось отсрочить. Постановление Совета Министров КазССР об открытии театра в Актюбинске вышло 13 октября 1964-го года, и, по традиции, творческий коллектив отмечал юбилей осенью, как можно ближе к этой дате. Сейчас, из-за плотного графика, праздничное мероприятие перенесли на конец мая 2020-го. Осенью обе труппы работали над новогодней сказкой, в январе в театре мёртвый сезон, февраль отдан новым постановкам, а в апреле артисты будут заняты подготовкой к театрализованному представлению ко Дню Победы.