Жизнь яркими красками
От осознания – к делу
Всю свою сознательную жизнь Гаухар хотела рисовать. Но родители до последнего откладывали момент поступления своего чада на профессиональное обучение художественному ремеслу, опасаясь, что на хлеб этим не заработаешь. Родители сдались, когда 16-летняя Гаухар, твёрдо решив делать то, что ей действительно доставляет удовольствие по жизни, самостоятельно пошла в городской художественный лицей и спустя три года, благодаря хорошим оценкам, смогла поступить на грант в Алматы.
– Казахская национальная академия искусств имени Жургенова – самый престижный институт для художников, актёров в республике. Я поступила на специальность «Дизайн одежды и Сценография», – рассказывает Гаухар. – Всё шло гладко, смогла даже показать себя и получила шанс поступить в Италию – родину высокой моды. Но учиться там мне было не суждено: я недобрала баллов на получение гранта по «Болашаку» и, не видя более причин учиться только на одну специальность целых 5 лет, хотела даже бросить учёбу, но кое-как сдержала себя и доучилась в Алматы. Не жалею, что осталась: много чем позанималась за те годы.
«Вот такой я человек»
Одной учёбой жизнь Гаухар в городе яблок не ограничивалась. Она обивала творческие пороги и не чуралась бесплатной работой из чистого интереса.
– Параллельно с учёбой работала в кино, в рамках программы подработки для студентов помогала художникам-костюмерам в производстве короткометражек и сериалов, – вспоминает Гаухар. – Также подрабатывала у алматинских дизайнеров, начала расписывать стены и квартиры на заказ. В общем, мне всегда было мало заниматься чем-то одним, и потому я ещё начала учиться при посольстве Франции французскому языку, который в детстве изучала. Зарядилась уехать туда, думала, что смогу поступить на магистратуру, однако в моей жизни появилась любовь, я вышла замуж, и мысли о далёком ушли сами собой.
Гаухар выбрала более приземлённый вариант продолжения творческой карьеры и устроилась в китайско-казахстанскую фирму «АККУ Фэшн Брэнд» дизайнером одежды.
– Много нового для себя узнала, всё-таки коллектив был творческий, профессионалы своего дела. Мы и в Китай ездили, чтобы лично сырьё выбирать, – делится опытом Гаухар. – Проработала в фирме полтора года, пока не ушла в декрет. Но и во время декрета сидеть дома не намеревалась: устроилась графическим дизайнером в фирму по оформлению свадеб. Там я занималась тем, что «создавала настроение», то есть оформляла помещение мероприятий по желанию заказчиков. В 2012-ом такая сфера услуг только появлялась по стране, и спрос был большой, от чистого интереса.
Шью, пою да детей рисовать учу
Брак Гаухар распался, в Алматы ей одной с годовалым ребёнком на руках стало трудно зарабатывать на хлеб, и в 2015-ом она вернулась в Актобе. В родном городе возможностей для креативной деятельности было куда меньше, и наша героиня открыла небольшое ателье.
Сидя за шитьём, Гаухар частенько напевала себе под нос разные песни, и после того как ей стало уже наскучивать однообразное ремесло швеи, художницу осенило: «А почему бы не попробовать свои силы на вокальном поприще?».
– Ввела в интернет-поиск фразу «Ищем вокалистку» и неожиданно получила предложение. Прошла прослушивание, и меня взяли в группу петь вечерами, – вспоминает Гаухар. – В общей сложности, пока шила три года, три года и пела в группах разных. На одно шитьё меня надолго не хватило, и я всё-таки вернулась на путь художника и вновь взялась расписывать стены, как в Алматы, сначала – у знакомых. Потом по сарафанному радио на связь стали выходить люди, кафешки, бары всякие.
Творческую душу Гаухар уже было не удержать, и вместе со своей знакомой они смогли убедить людей из фонда первого президента в пользе открытия школы по рисованию для детей с ограниченными возможностями и получили грант.
– Наша школа представляла собой два кабинета, учёба была абсолютно бесплатной. Я вела уроки по рукоделию с детьми, а моя коллега преподавала живопись. И параллельно, чтобы выкупать это всё, мы начали проводить мастер-классы по живописи. Со временем я ушла в вольное плавание, а подруга осталась, но выкупить школу, к сожалению, так и не смогла, и она закрылась.
«Художник всегда беден»
После возвращения в Актобе Гаухар участвовала и в постановках спектаклей в местном драмтеатре, куда её пригласили, как художника по костюмам, по рекомендации директора кукольного театра – её давней подруги.
– Две постановки ставили. Первая – «Тилеу батыр» в 2016-ом, вторая – «Кыз-Жибек» в 2017-ом, которая до сих пор играется, – говорит Гаухар. – Как художник, делала всё: от эскиза до готового костюма на каждого, от танцоров до главных персонажей. Но зарплата там была не ахти, и поэтому одновременно с театром я работала и с танцевальными группами, такими как «Самрук» и театр танца «Талисман».
Пластиковая королева
Коронавирус внёс свои коррективы в деятельность художницы, но творить она не перестала. В прошлом году Гаухар участвовала в среднеазиатском конкурсе молодых дизайнеров.
– Во главе угла моего творчества стояло безотходное производство, – делится воспоминаниями Гаухар. – То есть, я из, можно сказать, мусора, который бы засорил природу, изготовила костюм, и эта задумка позволила мне попасть в число шестнадцати лучших участников из общих трёхсот. Правда, конкурс проводился в онлайн-формате, из-за чего показ прошёл не так помпезно.
В том же году она приняла участие в ещё одном онлайн-конкурсе.
– Стала «Миссис Казахстан-интернет» в возрастной категории «Кому за 30», – смеётся рассказчица. – Прислали корону пластиковую. Думала, хоть камешки с неё взять и что-нибудь купить, но нет – сплошной декор. Конкурс российский был, в каком-то журнале печатали. Поучаствовала от нечего делать, пандемия, знаете ли.
Эмоции – наше всё
Сейчас Гаухар Алиманова одна занимается воспитанием двоих детей, но при этом делает всё, чтобы оставаться творческим человеком. Помимо основной работы, она продолжает вести мастер-классы по живописи, расписывать стены на заказ и периодически организует показы своих картин.
На вопрос о цели своей текущей выставки «Быть» – художница дала уверенный ответ:
– Ко мне на мастер-классы приходят люди и видят, как я их учу, но при этом абсолютно не ведают, что рисую я сама. И вот это совмещение выставки с мастер-классом как раз-таки и исправило данный недостаток. Этакий обмен знаниями, эмоциями – для меня это необходимо. Название выставки, как и её безымянные картины, говорят нам, что для любого человека очень важно быть кем-то в этой жизни, не обязательно грустным или весёлым, идеальным или неидеальным, каждый человек просто имеет право на то, чтобы быть.
Выслушав Гаухар, на иллюстрациях выставки посетители могли разглядеть не только что-то важное для себя, но и прочувствовать те эмоции, что вложила в свои творения автор, эмоции такой же яркой, как её картины, жизни.