Жизнь только одна
Алевтина СКУТИНА родилась в Свердловске. Имя ей дали, как тогда было принято, при крещении. В переводе с греческого Алевтина означает «крепкая» или «здоровая». Тут священник не ошибся. На здоровье Алевтина Петровна не жаловалась никогда, а характера и упорства к достижению цели ей было не занимать.
Дома девочку ласково звали Тина, это прозвище ей очень нравилось. А вот когда в школе стали звать Алей, то это имя ничего, кроме раздражения, не вызывало. Уж больно слабым и девчачьим оно казалось.
Детство и юность Тины пришлась на суровые годы войны, и главный постулат, который вынесла девушка из тех тяжёлых времён, это то, что для победы важен самоотверженный труд. И это был не просто красивый лозунг. Во время войны хрупкая девушка трудилась на заводе с двойным усердием, чтобы приблизить Победу.
На заводе Алевтина выбрала совсем не женскую профессию токаря, но и на этом поприще показала чудесные результаты. В 1942-м году, по окончании курсов в городе Сарапуле, она получила аттестат с отличием, и девушке присвоили 5-й разряд. Такой разряд и многим парням был не по зубам.
В 1948-м году Алевтина Скутина поступила в Молотовский нефтяной техникум, что располагался в Перми. В те времена даже девушки не могли устоять перед суровой романтикой быта геологов.
Нужно ли говорить, что техникум она тоже закончила с отличием, хотя и зубрилкой Алевтину назвать было трудно. Она находила время и силы на всё: прогулку с подругами, переписку с друзьями и родными, чтение стихов и знакомство с парнями. Отбоя от женихов у Алевтины не было, но даже тогда, в таком юном возрасте, девушка обращала внимание не на смазливую внешность и красивые слова, а на то, насколько человек состоялся как личность и профессионал, и, главное, какое будущее он может предложить. Под будущим подразумевался не скучный мещанский быт, а успех в профессии, к которому надо идти вместе.
Судьба, которая нас выбирает
В 1952-м году Алевтина поступила в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности, один из самых лучших в СССР и мире. Как-то по дороге в столицу в поезде Тине встретился робкий паренёк Боря. На танцплощадках в родном Сарапуле он преуспел, а вот перед реалиями жизни, тем более перед громадной Москвой, паренёк пасовал. Алевтина решила взять его под опеку. Чуть позже Боря признавался Тине в любви, а она смотрела на него с недоумением. Борю девушка воспринимала в лучшем случае как младшего братика, которому нужна забота.
О семье и личной жизни Алевтина стала задумываться только к 30-и. И в юности она была очень требовательна к мужчинам, а с жизненным опытом стало казаться, что достойного спутника вообще невозможно найти. Но случай свёл девушку с Тлегеном ДЮСЕНГАЛИЕВЫМ. Мужчина много повидал на своём веку, прошёл войну, отправившись на фронт со школьной скамьи, был тяжело ранен и лечился целый год. Однако это не лишило его упорства. Тлеген не только закончил школу, но и поступил в тот же институт МИНХиГП. Минус был только один. В партии парень ещё не состоял, а для Алевтины, как для убеждённой коммунистки, это было очень важно.
Тем не менее, у Тлегена было то самое качество, которое не могло оставить Алевтину равнодушной. Именно – упорство. Целый год он писал девушке проникновенные письма, и наконец Тина ответила. Она написала поклоннику стихи, сдержанные, без лишних эмоций, но было ясно, что к юноше она неравнодушна.
В Актюбинске Алевтина Петровна оказалась в 1957-м. Пыльный городок ей очень не понравился, но зато недра наших краёв поразили её.
В 1959-м году была образована Актюбинская геофизическая экспедиция, где Алевтина Петровна была главным геологом, а Тлеген Сахиевич начальником сейсмической партии.
Сердце матери
Вскоре у пары появились дети Руслан и Костя, а в 1965-м родилась дочка Светочка. Как шутила сама Алевтина Петровна, так молодая семья выполнила наказ Никиты Хрущёва, чтобы в каждой советской семье было не меньше трёх детей.
В 1961-м году Тлеген и Алевтина получили двухкомнатную квартиру в Жилгородке. После спартанских условий небольшая двушка с центральным отоплением и водопроводом казалась настоящим дворцом.
Впрочем, семейные пары среди геологов были не редкостью. Сами покорители недр часто шутят, что человек другой профессии их просто не поймёт. Детей в полевые партии брали часто. Малыши росли самостоятельными, взрослые были слишком заняты, чтобы потакать их капризам. Нередко мальчишки, которым даже в школу ещё ходить было рановато, уходили на несколько километров от лагеря, чтобы искупаться или погонять в футбол с пацанами из ближайшего села, а потом возвращались почти затемно, и никому из взрослых не приходило в голову паниковать.
Однако сердце матери всегда беспокоится о судьбе ребёнка, даже если это уже не мальчик, а совсем взрослый мужчина. Более того, мать лучше всех знает своих детей.
– После школы я собирался поступать в МГУ, на факультет, где был самый большой конкурс, – вспоминает Руслан ДЮСЕНГАЛИЕВ. – Мне было 16, и я считал себя взрослым и самостоятельным. На экзамены поехал один, жил в общежитии, а мама в это время достала путёвку в санаторий недалеко от Москвы. Вроде бы просто отдохнуть, но на самом деле, чтобы быть поближе ко мне. В МГУ я срезался на первом же экзамене. После провала сильно растерялся и поехал к маме. Разговор начал с того, что нужно купить билет домой. Мама выслушала и говорит: «Я тебе билет купила ещё две недели назад. Знала, что не поступишь».
Листая старую тетрадь…
Самые яркие моменты жизни Алевтина Петровна заносила в большой альбом. Это не обычный семейный альбом с фотографиями. Тут можно найти вырезки из журналов со статьями, которые тронули за душу, картины и открытки, когда-то очень понравившиеся, афоризмы великих людей, ставшие девизом.
Очень много страниц отведено достижениям Алевтины Петровны на профессиональном поприще, но ещё больше – людям, которые встречались ей на жизненном пути и оставили какой-то след в памяти. Геологи, преданные своей профессии, коллеги, письма и поздравительные открытки на праздник. В альбоме собрано всё, что помогает хранить память. Даже стихи из журналов и собственные мысли, которым не один десяток лет.
На первых страницах альбома вклеен текст «Интернационала». Алевтина Петровна до последних дней оставалась убеждённой коммунисткой. Может быть, поэтому ей так запомнился разговор с ветераном войны в 1953-м году, который говорил, что настанут времена, когда не станет КПСС, а партбилет превратится в ничего не значащую бумажку.
Для писем от дорогих людей в альбоме отведены специальные кармашки из красивых открыток. А понравившиеся мысли собеседников тщательно выведены аккуратным почерком.
Но главный девиз Алевтины Петровны красуется на самой первой страницы: «Жизнь только одна».
Не всем удаётся прожить её, а ещё меньше людей прожили жизнь так, чтобы каждая её секунда была отдана Родине.
Алевтины Петровны Скутиной не стало 11 февраля 2009 года. Альбом она вела до последних дней.