ЭСТЕТИКА ПОМОЙКИ ОТ МОСКОВСКИХ ЗВЁЗД
За полчаса до спектакля собравшихся в фойе интересовали два вопроса: кто такой Лев ПРЫГУНОВ и что за московский театр к нам приехал? Если на первый вопрос люди постарше ещё могли ответить, то второй остался тайной за семью печатями. Название театра не фигурировало ни в программках, ни на афише, ни даже на страничке спектакля в интернете.
Билеты были недешёвые – до 10.000, но свободных мест в зале не наблюдалось. Публика не особо интересовалась сюжетом. Ей очень хотелось посмотреть на живого народного артиста, но надежды зрителей оправдались лишь отчасти. Лев Прыгунов почти весь спектакль изображал труп и был скорее мёртв, чем жив.
Сюжет «Жениха» незамысловат. Ненароком пришибив интеллигентного старичка сковородкой, жильцы коммуналки, как стервятники, делят его добро и даже решают выдать великовозрастную дочь замуж за труп, чтобы занять его жилплощадь. Звучит это, мягко говоря, неаппетитно, а выглядит на сцене ещё хуже. Хотя, по замыслу режиссёра Роберта МАНУКЯНА, это мракобесие должно было изображать искромётную комедию. У постановки был даже художник Олег МОЛЧАНОВ, в чьи обязанности наверняка входило посетить ближайшую помойку и отыскать в мусорном контейнере одёжку и барахло, которыми побрезговали бомжи. Убранство коммуналки изображали несколько линялых тряпок и вешалка со стульчаками для унитаза. Со стульчаками актёры работали охотно. Они демонстративно снимали их с вешалки, чтобы самому неискушенному зрителю было ясно, куда именно идёт персонаж.
ВОСКРЕШЕНИЕ ПОНАРОШКУ
Хотя состав спектакля собрался сильный (Игорь ГАСПАРЯН из «Солдат», Максим КОНОВАЛОВ из «Бумера»), играли актёры вяло, вполсилы. Наверняка сказались плотный график чёса по провинциям и дорога в Актобе по разбитой орской трассе. Труп Валерьяныча выглядел живее, чем все остальные герои. Те только старательно хлестали водку на сцене, аккуратно, как в индийском кино, лупили друг друга сковородкой и падали в обморок. Только дамы периодически закатывали коммунальный ор, чтобы хоть как–то оживить действие. Пару раз откуда–то сверху спускалась огромная картина Пиросмани. Как потом выяснилось, на фига тут картина Пиросмани, не знали сами актёры. Кроме грузинского художника, звуковик пускал речь Горбачёва, голос Берии и музыку Гии Канчели. Пускал по чуть–чуть, иначе бы композитор, по кавказскому обычаю, точно зарезал бы весь творческий состав (включая родню) за нанесённое кровное оскорбление.
В финале интеллигентный старичок ожил, но, узнав о скотстве соседей, тут же опять умер – и отправился на тот свет, в гости к Пиросмани с Берией, а скоты–соседи на радостях станцевали летку–енку.
ОСТАВЬТЕ ТРУП В ПОКОЕ!
В целом спектакль оказался настолько отвратителен, что даже хорош, в своём роде. Только показали его не в то время и не в том месте. Вечно пьяный грузчик, меняющий антикварный торшер на бутылку водки, дочка–шлюха в туфлях с носками, её отец–солдафон, цинично стебущийся над трупом, очередь на телефон с 1958 года, мать, способная подложить дочь под кого угодно, завидный жених–карлик с Кавказа. Этот пёстрый набор можно было под видом артхауса показывать русофобам на Западе, противникам «духовных скреп» в России, и прочим «бандеровцам». Спектакль умудрился вобрать в себя все негативные и клюквенные клише о «загадочной русской душе». От ассоциаций с нынешними реалиями спасает только дурнопахнущий советский колорит. Актёры же убеждены, что в этом колорите и вся суть «Жениха любой ценой».
– В спектакле говорится о мерзости «совка», – поделился Лев Прыгунов. – Нет отвратительней этого строя, и нет людей более мерзких, чем те, которые прониклись советскими ценностями. СССР. Я всегда ненавидел и не скрывал этого. Я – антикоммунист. Из–за моих принципов большинство фильмов с моим участием отправлялось на полку.
От себя добавим, что безжалостно пинать гнилой совок – святое дело для каждого антикоммуниста со стажем. Вот только ненавистный режим уже лет тридцать как окочурился, и актюбинским зрителям, за немалые для нашего города деньги, наблюдать, как известные актёры, в прямом и переносном смысле, насилуют труп, не особенно интересно.