Земля богатой истории
В зоне строительства железной дороги Шалкар – Бейнеу актюбинские археологи обнаружили немало памятников различных исторических периодов. Возраст некоторых находок более 12 тысяч лет. | ||||||
Об итогах работы экспедиции рассказывает её участник, преподаватель кафедры географии АГПИ, кандидат исторических наук Талгат МАМИРОВ.
– Нынешняя природно–географическая ситуация не всегда была таковой, – говорит Талгат Мамиров. – Увлажнённость в разные эпохи менялась, соответственно, растительность тоже. Если сейчас в районе Шалкара пустынная зона, то тысячелетия назад там всё было по–другому. Поэтому люди активно осваивали эту территорию. По обеим сторонам строящейся дороги наша экспедиция обнаружила памятники самых разных эпох: от мезолита до средних веков. Следы самых древних стоянок встречались в так называемых котловинах выдувания, в которых в те времена были водоёмы. Возле них наши предки и останавливались во время сезонных миграций, находя естественную защиту от холодных ветров. Они занимались охотой и рыболовством. По характерным особенностям материалов, из которых изготовлены наконечники стрел, мы можем проследить миграцию населения в далёкие эпохи. Их изготавливали из кремнистой породы или кварцетовидного песчаника. Первая встречается на севере нашего региона, а песчаник – на юге.
По информации Талгата Мамирова, в конце сороковых годов в районе Шалкара работал один из крупнейших специалистов по археологии каменного и бронзового веков Александр Формозов, который нашёл здесь несколько стоянок тех эпох и памятников Кельтеминарской культуры. Это – культура осёдлых европеоидных рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI–III тысячелетиях до нашей эры в песках Большие Барсуки.
– Поэтому, когда мы отправлялись в экспедицию, то уже предполагали, что найдём здесь немало памятников древности, – говорит Талгат Мамиров. – Наши ожидания оправдались. Есть находки, которые относятся к Приаральскому региону, другие – к Северному Прикаспию. Всё это свидетельствует о широких культурных контактах.
По мнению директора областного центра истории, этнографии и археологии Армана БИСЕМБАЕВА, в настоящее время в нашей стране не уделяют должного внимания археологической науке.
– Значимость строительства железной дороги Шалкар – Бейнеу трудно переоценить, но землепользователи – нефтяники, дорожники и прочие – различные экономические программы ставят выше Закона Республики Казахстан «Об охране памятников истории», – говорит Арман Бисембаев. – Подрядчики начинают работу, и только потом обращаются к нам, чтобы была проведена экспертиза осваиваемой территории на предмет наличия памятников. Насыпь уже насыпали, а теперь – смотрите. Обследование мы должны производить вместе с проектировщиками, когда они колышки забивают и вешки ставят. Пока выполняли программу «Культурное наследие», объявленную президентом Казахстана, вроде все чиновники любили историю и археологию. Программа в 2011 году закончилась, и мы сразу же испытали к себе охлаждение. Такое положение вещей нужно менять.
|