Запретные стены
Объёмную настенную живопись (или муралы) в Актобе увидеть можно далеко не на каждом углу, однако даже в той, что имеется, местные профессиональные художники находят множество изъянов.
– Муралы должны быть запоминающимися, в положительном ключе. В Актау есть красивые рисунки, в Алматы есть, почему у нас таковых нет? – удивляется Акмарал ЖАМАН. – Логотипы Антикора кругом никому не запоминаются, а муралы типа изображения совы в Жилгородке – редкое исключение качественной работы, однако её выполняли по найму алматинские муралисты: видимо, в акимате нашем думают, что в Актобе нет своих квалифицированных кадров. А те местные художники, которых подряжает акимат, со своей задачей справляются плохо, ведь уже все социальные сети обсмеяли непропорциональные портреты Шамши Калдаякова или Димаша Кудайбергенова. А ведь дефекты таких масштабных работ, которые выставляются напоказ всем жителям, только портят впечатления о городе у прохожих.
Не на пустом месте спор
Смело рассуждать о качестве муралов Акмарал позволяет образование художника – она окончила художественный лицей, а затем и академию искусств в Астане.
– Я сама вот смотрю на наши муралы и думаю: а есть ли должные навыки у тех, кто их рисует? И вообще, несёт ли кто-нибудь ответственность за подобные творения? – задаётся вопросом художница. – Создаётся впечатление, что муралы у нас создаются втёмную, без профессиональных консультаций, и никто этих авторов в лицо не видел. Хотелось бы больше прозрачности в таких делах со стороны уполномоченных органов.
Акмарал 27 лет, тем не менее за спиной у неё достаточный опыт в создании настенной живописи. В данный момент девушка зарабатывает на жизнь тем, что разрисовывает стены студий, кафе и прочих заведений на заказ.
– После очередных гневных комментариев в интернете портрет Димаша всё-таки решили видоизменить, – рассказывает художница. – Однако, когда я проезжала мимо обновлённого рисунка, то заметила, что изменения коснулись только лицевых чёрт – закрасили их белым цветом и поверх этого заново нарисовали лицо в виде скетча, то есть линейно. Получилось чуть лучше, но в целом всё равно ужасно! Реставраторам должно быть стыдно.
Мурал есть, нефиг лезть!
По словам Акмарал, она приходила в акимат с вопросами по реновации неудачных муралов, но её никто не слушал. И просили не лезть не в своё дело.
– Мне довелось пообщаться с сотрудниками акимата, представляющими другие культурные отрасли, и они сами мне говорили, что актюбинские муралы похожи на рисунки первоклашек, – рассказала Акмарал.
Устав от чувства стыда за актюбинские муралы и инертность чиновников, девушка намеревается сама организовать исследование актюбинских настенных творений, задокументировать все их недостатки и на основе этого исследования составить собственные эскизы улучшенных вариантов существующих изображений.
– Я, как художник, понимаю, что наши муралы можно сделать лучше, причём в короткие сроки: машины есть, материалы есть и художники есть. После окончания исследования собираюсь получить комментарий и одобрение от солидарных со мной более опытных мастеров из союза художников или музея искусств, чтобы с их помощью, наконец, достучаться до ответственных лиц. Может, и с преподавателями из университета Жубанова поговорю, у них тоже взгляд на живопись более продвинутый.
Независимое исследование девушка намеревается провести со своими соратниками в лице профессиональных художников – таких же амбициозных молодых людей, окончивших профильные вузы.
А запретны ли стены?
– Все муралы наносятся на актюбинские строения за счёт внебюджетных средств, – рассказывает руководитель отдела архитектуры и градостроительства г.Актобе Султан АМАНЧИН. – Например, когда к нам обращается спонсор и говорит, что хочет разместить на здании мурал, то наш отдел его консультирует, говорит, что можно размещать, а что нельзя (спиртное или алкоголь, к примеру). Обращаться к нам может любой желающий, мы только рады улучшить архитектуру города.
Когда жители обращаются в отдел архитектуры с идеей мурала, то сотрудники отдела дают им контакты художников-специалистов, и те, в свою очередь, сами согласовывают с жителями финансовые вопросы по созданию мурала, роль отдела архитектуры сводится только к консультированию и контролю над соблюдением пристойности готовящихся рисунков.
– У нас есть также приоритетные изображения, которые должны в рамках проектов наноситься на здания, – говорит Султан. – Так было, например, с эмблемами антикоррупционной службы на проспекте Абая. В таких случаях мы предоставляем художникам варианты рисунков и координаты мест их размещения, а они, в свою очередь, выбирают наиболее подходящий эскиз рисунка. Письма с предложениями по нанесению настенных рисунков приходят как от представителей городского аппарата управления, так и из центрального аппарата.
Двери всегда открыты
В отделе архитектуры отмечают наличие талантливых художников в нашем городе, и двери отдела для них всегда открыты.
– Однако художник без портфолио – это кот в мешке, как говорится, – отмечает Султан. – Поэтому им мы рекомендуем обращаться в отдел уже с образцами предыдущих работ, чтобы продемонстрировать профпригодность, и чтобы впоследствии их настенные творения не пришлось закрашивать. Положительно мы отнесёмся и к реставрации уже имеющихся муралов, если предложенный вариант действительно будет лучше.