Загнанных Пегасов пристреливают, не так ли?
Ирина известна ценителям поэзии под творческим псевдонимом Ах АСТАХОВА. Для актюбинцев постарше это имя мало что говорит, а вот для девочек не старше 25 лет Астахова – персона культовая. Редкий дамский портал или страничка «духовно богатой девы» из соцсети «ВКонтакте» не украшена стихами Ирины, или хотя бы глубокомысленными демотиваторами с четверостишьями из её творчества. Такая слава не могла обойтись без завистников и недоброжелателей. Например, активист гей-движения Дмитрий КУЗЬМИН называл стихи Ирины коктейлем из стереотипов для пригламуренных барышень из «Контактика», а российский поэт Лев ОБОРИН так вообще детально разобрал едва ли не каждую строчку её творчества, утверждая, будто это третичная поэзия, не имеющая стиля и полная дешёвого мелодраматизма. В качестве аргумента он, например, утверждал, что «ворваться незримо» невозможно, так как врываются обычно шумно и грубо. Учителя литературы могли бы с поэтом и согласиться, но его же строки: «За что вы забыты в своих городах и землях, когда Википедия и социальные сети?» – тоже не претендуют на образец литературного языка.
Ира выйдет? А скиньте автограф!
Актюбинские зрители от закулисных интриг оказались далековаты и пришли в драмтеатр просто насладиться поэзией. И билеты оказались недёшевы для подобного мероприятия. За 3.000 тенге можно посмотреть полноценный столичный балет. Большую часть зрителей составляли как раз таки «пригламуренные барышни из «ВКонтакте». Именно они ринулись после концерта за кулисы, чтобы взять автограф у кумира. Многие специально для этого приобрели в фойе театра сборники стихов Ах Астаховой по 2.000 тенге за тоненькую книжку. Правда, фанаток ждало разочарование. Продюсер поэтессы сразу после концерта увёл Ирину за кулисы, утверждая, что она устала. Около трёх десятков девушек ещё долго стояли на сцене, сжимая купленные сборники, надеясь, что кумир к ним всё-таки снизойдёт. Среди пришедших на вечер, чтобы увидеться с поэтессой, были и мужчины.
– Как-то я наткнулся в интернете на очень красивые стихи, – объясняет актюбинец Андрей ГЛАДКИЙ. – Имя автора там не указывалось, но стихи мне запали в память. Потом я узнал, кто их написал. Сюда я пришёл специально, чтобы увидеть Ирину.
Зрителям постарше современная женская поэзия показалась сложноватой для восприятия.
– Я любитель поэзии, но об этом имени узнал впервые. От барабанной музыки я устал. Хочется чего-то лиричного. Стихи прекрасные. Вот только нам, мужчинам, трудновато их воспринимать. Они больше ориентированы на женскую психологию, – считает зритель Пётр Григорьевич.
Но и не все женщины оказались в восторге от тонкой лирики.
– Я бы сказала, что впечатление от концерта у меня неоднозначное. Собственно, стихи неплохие. Но мне не хватало поэзии. Поэзии тут маловато. Имя это мне незнакомо, мы договаривались прийти сюда с подругами, но так получилось, что пришла я одна. Хотя интересно познакомиться с современными поэтами, – поделилась Лидия СОТНИКОВА.
Стихи для всех, стихи ни для кого
К чести Ирины Астаховой можно отметить, что вечер поэзии прошёл на профессиональном уровне. Никаких листочков со шпаргалками или судорожного припоминания текста, чем часто грешат местные поэты. Ирина обычное чтение стихов превратила в достойное, атмосферное зрелище. Появилась она на сцене в лёгком, женственном платье и обычных кедах, показывая, что может быть и леди, и своей в доску. Весь вечер она держалась в лучах софита так, что тень прикрывала половину лица, это добавляло образу загадочности. Использовала и томные девичьи, и грубые мужские интонации. Кстати, половина стихов Ирины ведётся от мужского лица. Но при этом поэтесса тщательно хранила образ утончённой девушки, довольно крепкой, чтобы сдерживать свои эмоции, но при этом хрупкой, ранимой. Со зрителями она общалась исключительно с тёплой улыбкой. Неудивительно, почему «пригламуренные барышни» выбрали именно её своим идеалом.
После концерта, уже в гримёрке, Ирина показала, что не так уж и хрупка, как кажется на сцене. Она с лёгкостью парировала провокационные вопросы, всё-таки столичные интриги её хорошо закалили. С обвинением в поверхностности её стихов категорически несогласна.
– Я считаю, что в моём творчестве есть и глубина, и философия, – говорит поэтесса. – Вот скажите, что такое философия в поэзии именно для вас? Терзания души, страдание? Такие стихи я тоже пишу, но нигде их не публикую и не читаю со сцены. Хочу дарить людям только счастье, приятные моменты. Зачем грузить зрителей, когда они приходят сюда отдохнуть от проблем? А вообще, я пишу только для себя.
Изнасилование музы
Впрочем, глубина поэзии, величина полностью субъективная. Кому-то достаточно хотя бы одной приличной рифмы к слову «звезда», а кто-то требует провокационных метафор, как, например, сравнения любимой с дохлой лошадью, как у Шарля БОДЛЕРА. Если Ирину Астахову боготворят миллионы барышень, значит, это кому-нибудь нужно. Даже в Актобе, где поэзия не в особой чести, вечер поэтессы прошёл при полном аншлаге. Если недоброжелатели Ирины всё-таки правы, то почему же никто из актюбинских рифмачей так и не достиг и малой толики её успеха? Ведь секрет довольно прост – немного актёрского мастерства, продуманный сценический имидж и элементарное уважение к слушателю.
Почему же километры местных рифмованных строчек не идут дальше собственных страничек в интернете и дружеских посиделок?
Актюбинский поэт Валерий МАРТЫНЕНКО известен как автор 7-и сборников стихов. Его отношения с актюбинской пишущей братией, мягко говоря, напряжённые.
– Как это ни горько осознавать, но поэзии в Актобе нет уже лет 40, – считает Валерий Николаевич. – Я знаю, что у нас в городе сейчас существуют два поэтических клуба – «Созвездие» и ещё один, молодёжный. Про второй я только слышал, и знаком с их творчеством. Там о поэзии и речи быть не может! Мат, пошлятина, грязь. Стихи должны дарить добро, свет, тепло. А что дарит описание иголок в венах, или этот «шедевр»: «Я завалил музу в койку и довёл её до оргазма»? В «Созвездие» меня приглашали. После первого же раза я поклялся, что моей ноги там больше не будет. Это же издевательство, даже не над стихами, а над словом, над русским языком! Там нет элементарной грамотности, ради рифмы ставят неправильные ударения и падежи. Я попытался сделать замечание, так теперь там считают, будто я придираюсь. Так я нажил врагов.
Кто похвалит меня лучше всех?
Актюбинские рифмоплёты очень падки до славы. Видео с мало-мальски значимого события тут же расходятся по соцсетям. Впечатление они оставляют удручающее. Большинство поэтов не удосуживаются даже выучить собственные стихи и читают их по бумажке. Вот чему бы у Ирины Астаховой следовало и в самом деле поучиться! В лучшем случае, шпаргалка скрыта в симпатичной папочке или за открыткой с какими-нибудь розочками. В особенно запущенных случаях поэт извлекает измятый листок из широких штанин в самый драматичный момент. Но зрители – такие же поэты, как и сам выступающий, и к оплошностям относятся снисходительно. Тут существует принцип: «кукушка-петух», то есть, чем щедрее ты на дифирамбы, тем больше шансов получить хорошие рецензии на собственные вирши.