Забытые ЭКСПОнаты
Главный плюс «Экспо-2017» – цена билета. Посетить легендарный шар «Нур Алем» можно всего за 1.500 тенге. По столичным меркам, за два часа развлечений – это просто копейки. Правда, туристу, который не знаком с городом, придётся выложить ещё столько же за такси. «Экспо» находится на окраине, а от Байтерека или ТРЦ «Хан-Шатыр», то есть от мест, особо любимых гостями столицы, до «Нур Алема» минимум два часа ходьбы. С астанинскими пронизывающими ветрами эта прогулка не из приятных.
Прежде сюда ходили бесплатные автобусы из всех районов Астаны. Теперь вроде бы ходят специальные экскурсионные «редбасы», то есть красные двухэтажные красавцы, обещающие с ветерком прокатить по главным достопримечательностям столицы, но попасть в них – ещё та лотерея.
Можно добраться и на простом автобусе, но какой именно маршрут туда ходит, могут объяснить далеко не все местные. К «Экспо» они относятся прохладно, и проводить там время не спешат
– Я как-то вёз командированных из Москвы, – вспоминает таксист Аскар. – Они меня спрашивают: «Что там, в этом шаре?». Ответил, что не знаю, никогда там не был. Слышал только, что какой-то музей. Тогда спросили: «А с Байтерека что видно?». Я тоже не знал. Нигде я не был, хоть живу тут 30 лет. Ни в океанариум не ходил, даже в «Хан-Шатыр» не заглядывал. Мне это 100 лет не нужно, и моим друзьям – тоже. Москвичи стали подшучивать надо мной, а я их спрашиваю: «А вы сами в Кремле были? А в мавзолее?». Быстро замолчали.
Будущее уже не то, что прежде
Такси останавливается у шлагбаума перед выставочным комплексом. Легендарный шар сияет в лучах осеннего солнца, от чего пейзаж становится совсем футуристическим, но на территории нет ни одного человека. Невольно закрадывается мысль, что музей закрыт, хоть всезнающий «Гугл» утверждает обратное. Если бы не пара девушек, скучающих в столовой за ноутбуками, то «Экспо» можно принять за декорацию к фантастическому фильму про будущее без людей.
Ещё одна девушка встретилась в кассе. Оторвавшись от смартфона, она выдала билет и указала вход в «Нур Алем». Персонал у рамки металлоискателя тоже обрадовался живому человеку. Досмотр длился недолго, зато советы, что именно стоит посмотреть, давали и секьюрити, и билетёр, и даже уборщицы. Истосковались тут по людскому общению.
В огромном фойе было безлюдно, если не считать лифтёра. Лифтёр тоже счёл своим долгом рассказать про то, что необходимо посмотреть в первую очередь. Ему тоже хотелось поговорить.
Компьютер смотреть можно. Включать нельзя
Описывать «Музей будущего» смысла нет. 4 года назад он не сходил с экранов телевизоров и страничек в соцсетях. Павильоны виртуальной реальности, имитаторы ветра, интерактивные развлечения… С 2017-го года экспонаты не изменились, а вот отношение к посетителям охладело. Всё, что можно, перегорожено лентами, всюду развешаны запрещающие таблички, а часть павильонов вообще не работает.
Космический пейзаж был особой гордостью верхнего этажа. Тогда посетители делали селфи, добиваясь полной иллюзии высадки на Луну. Сейчас иллюзию портят ленты и таблички. Конечно, чем каждую секунду пресекать попытки не слишком воспитанных гостей оседлать луноход или пообниматься с космонавтом, легче разом всё запретить.
Нелепо вышло и с интерактивными велосипедами. По задумке, гости могли оседлать двухколёсный транспорт и прокатиться по виртуальной реальности. Чем быстрее крутишь педали, тем чаще сменяется картинка на мониторе.
Однако, хотели у нас, как лучше, а вышло, как всегда. Велосипеды поставили хлипенькие, и прокатиться по виртуальным дорогам могут только посетители легче 70 кг. То есть дети и дистрофики. Обычный велотренажёр из самого задрипанного спортзала выдерживает до 150 кг. Почему бы не поставить нечто такое на главной выставке страны?
Ну нет! Нам надо красиво, но практически бесполезно.
Салам алейкум, робот-ага!
4 года назад на каждом этаже колесили дружелюбные роботы, развлекающие гостей. Сейчас их осталась лишь парочка, да и тех огородили лентами. Остальные дремлют в фойе вместе с охраной. На зарядке электронных человечков тоже экономят. Поговорить с роботом можно только очень громко, а перед тем как ответить, андроид станет судорожно трясти руками, демонстрируя симптомы цифровой болезни Паркинсона.
Впрочем, роботов тут всё-таки больше, чем людей. Хомо сапиенсов, в количестве 8-и особей разного пола и возраста, удалось встретить только в буфете. Кофе тут варили на совесть, пончики были свежими, поэтому визит в «Музей будущего» перестал так удручать.
– Я тут уже третий раз, – поделилась Гульнара. – Ко мне гости из Атырау приехали, дети захотели посмотреть «Экспо». Сама бы сюда ни за что не пошла. Первый раз нас с работы отправили. Потом от школы, где мой сын учится. Тогда ещё интересно было, всё работало. А сейчас только время теряем. Детям тоже не очень нравится.
Может быть, мальчишкам и понравилось бы, если не вечные запреты. Очень грустно, когда интересный механизм нельзя потрогать.
– Мама, а «Макдональдс» отсюда далеко? – с отчаяньем в голосе спросил ребёнок, безуспешно пытаясь разговорить робота-социофоба.
Праздник, который всегда с тобой
Мальчика понять можно. Не только в «Макдональдсе», но и в пивной больше интересного, чем тут. Каждый этаж скучнее предыдущего. Когда «Экспо» только строилось, денег поначалу не жалели, а потом, увидев смету, средства стали экономить. Если на верхних этажах можно найти хоть какое-то развлечение, то на первом приходится любоваться только картинами местных художников. Даже киоск с сувенирами – и тот не работал. Может быть, и к счастью, потому что мерч, оставшийся с 2017-го, более уныл, чем весь музей.
А когда-то всё было иначе. В Астану съезжались гости со всего мира.
Астанчанин Алексей БАНЦИКИН в 2017-ом году работал в пресс-службе «Экспо».
– Те дни были сложными, но очень интересными. Каждый день что-то новое, – вспоминает Алексей. – Приезжали разные люди, с разными интересами. На «Экспо» привезли глыбу арктического льда, и кто-то пустил слух, что её взяли с Шамбалы, то есть с мифической страны. Так на «Экспо» приезжали эзотерики со всего мира. Норовили отковырять кусочек «святыни». Никого ниоткуда не прогоняли, ничего не запрещали, кроме откровенного вандализма, конечно. От потока людей мы уставали, но когда «Экспо» закончилось, у меня несколько дней внутри была страшная пустота и грусть. Как после развода.
Тут вам не Париж
Можно было бы предположить, что «Экспо 2017» было обречено на угасание. Тем не менее, есть примеры, когда объекты Всемирной выставки оставались главными достопримечательностями десятки лет и речь идёт не только об Эйфелевой башне.
«Атомиум» в Брюсселе был открыт в 1958-ом году, и 63 года к нему выстраиваются километровые очереди. Сейчас это самый посещаемый музей столицы Бельгии.
Морально «Атомиум» давно устарел. Он был построен на пике моды на атомную энергию, отсюда и название. Но устарел лишь его внешний облик. Внутри экспозиция меняется ежегодно, что привлекает даже туристов, уже не раз посетивших музей.
У нас же, скорее всего, и в 2080-ом году гостей «Нур Алем» будут развлекать эти же сонные роботы. Ну, разве что к ограждающим лентам могут подвести электроток. Да и то в полном объёме экспозицию покажут всё лишь избранным делегациям, а не простым плебеям, решившим восхититься чудесами науки за 1.500 тенге.