Йогическая сила
Люди, которые решаются стать на доску, утыканную острыми гвоздями, делятся на два типа. Первые делают это для того, чтобы дать организму стимул и поправить здоровье. Ведь, согласно восточной медицине, на стопах человека есть множество точек, связанных невидимыми меридианами с каждым органом. Те, кому нужно только здоровье, стоят на гвоздях около получаса. Другие же ищут в этом процессе духовную практику. Ведь если стоять на остриях очень долго, то меняется ход мыслей, подсознание даёт ответ на наболевшие вопросы, а Вселенная пропускает через тело практикующего волны абсолютной энергии. Такие становятся на доску не менее, чем на час. Есть ещё тип посередине. Тут люди могут постоять на доске полчасика, чтобы унять головную боль или снять стресс, а когда есть настроение, могут выстоять и дольше, для духовности.
К сожалению, сейчас появился и новый тип. Этим нужна лишь красивая фоточка в «Инстаграме». Такие не выдерживают и 5 минут, и спрыгивают, как только получается удачное селфи. Ушлые предприниматели давно наладили на таких духовных модниках хороший бизнес. Дельцы гастролируют по городам и весям, обещая научить стоять на гвоздях целую толпу всего за пару часов. Для таких целей есть и специальные фальшивые доски. Гвозди там забиты очень часто, сплошным ковром, и боли совсем нет. Для полной гарантии ещё и острия стачиваются напильником, зато по краям доски гвозди набиты редко и выглядят очень жутко. Для эффектного фото такая бутафорская доска даже лучше настоящей.
Просветление сделай сам
На настоящей же доске Садху гвозди вбиты не реже, чем в 10 мм друг от друга. Чем больше расстояние, тем сильнее боль. Гуру Садху могут спокойно выстоять на доске с расстоянием до 25 мм, продвинутым хватает 15 мм, но самый популярный размер – это 10-11 мм.
Самая дешёвая доска Садху в интернет-магазине стоит 1.500 рублей (7.500 тенге), не считая пересылки. Те, кому нужен более качественный товар, заказывают доски за 2-3 тысячи (10-15 тысяч тенге). Дальше цена не ограничена. Иногда цена может доходить до стоимости автомобиля. Играет роль имя мастера, порода дерева, даже рисунок на обратной стороне. На практику стояния такие детали не влияют, лишь на самооценку практикующего, поэтому большинство выбирают именно бюджетные доски.
Мастер Николай КУЛАКОВ попробовал стать на гвозди около года назад. Практика ему понравилась, но доску он решил сделать самостоятельно.
– Работа эта несложная, нужны только руки из правильного места и немного навыков, – поделился Николай. – На пару досок у меня уходит часа 3. Правда, первую я запорол. Оказалось, что обычные гвозди из строительного магазина не подходят. Необходимо, чтобы их длина и толщина были идеально одинаковыми. Такие в Актобе найти очень непросто. Сейчас я нашёл один магазинчик. Коробка нужных гвоздей там стоит 4.000 тенге. Коробки хватает на пару досок, а эту пару я продаю за 9.000. Ещё нужны и доски. С этим прощё. Я покупаю лес для других изделий, так что остатки не пропадают. Тут ведь тоже нужен идеальный кусочек. Без сучков, с хорошей структурой, а то гвозди его ещё на станке расколют. Некоторые заказчики просят покрасить или выжечь на доске какой-нибудь узор, например, иероглиф. Тут уже будет на пару тысяч дороже, но эти украшения лишние.
А главное, зачем?
Вбивать гвозди деревянным молоточком в заранее просверленные отверстия – занятие и правда несложное, но довольно-таки скучное, поэтому после 15 минут в гараже за верстаком мы оставили начатую доску заполненной до половины и перешли к самой ответственной части. Если доску можно сделать по чертежам и видео из интернета, то стать на гвозди можно, только если процесс контролирует живой человек. Иначе не получится просто физически.
Для первого этапа мы решили остановиться на самой популярной модели в 10 мм. Николай прикидывает оптимальное расстояние между досками, чтобы стоялось без лишнего неудобства, включает медитативную музыку, чтобы та отвлекала от боли и настраивала мысли на нужный лад.
– Сейчас мы должны определиться, зачем тебе становиться на гвозди, – говорит мастер. – Многие не хотят связываться с человеком, которому нужно только фото, так что если тебе надо сфоткаться, скажи сразу, я понимаю. Но очень рекомендую простоять хотя бы минут 15, просто для здоровья.
Секунда длиною в вечность
Здоровья, конечно, хотелось, но и просветления – тоже. Поэтому мы решили остановиться на получасе, а дальше посмотреть, как всё пойдёт. При одном взгляде на гвозди час начинал казаться сутками. Рекорд Николая – полтора часа. Правда, он сам признаётся, что часа вполне хватило. Остальные полчаса он стоял на гвоздях лишь ради рекорда, и повторять подобный опыт нужным не считает.
Осталось только выдохнуть и встать на доски. В первое мгновение чувствуется лишь лёгкое покалывание, но уже секунд через 30 стопы пронизывает адская боль. Гвозди кажутся не только острыми, но и раскалёнными докрасна. Мысль о том, что придётся терпеть это хоть 5 минут – приводит в ужас. Однако кивок мастера, что всё в порядке, успокаивает. Не в порядке – это когда человек от боли или страха может потерять сознание или начинает задыхаться.
– Боль у тебя в голове! – напоминает мастер. – Не давай ей тебя победить.
Сказать-то это легко, но боль лишь усиливается, поднимается от стоп к коленям, по телу идёт жар, а всё внутри начинает дрожать, как пустой стакан на столике в купе.
Секундная стрелка на часах практически не движется. Но мастер опять кивает, что всё в порядке.
Так вот ты какая, нирвана
Через 10 минут боль отступает. С удивлением начинаешь замечать, что она никуда не делась, и стопы болят, как и прежде, но этот дискомфорт где-то очень далеко. Вскоре успокаивается и тело. Часы уже не хочется ловить взглядом. Секундная стрелка то несётся со скоростью света, то медленно ползёт, отчего часы кажутся ненужной иллюзией. Есть только здесь и сейчас: ни прошлого, ни будущего.
Так проходит 15 минут, на боль уже не обращаешь внимания. Потом ещё 15. Всплеск адреналина и эндорфинов даёт лёгкую эйфорию, сходить с доски уже не хочется. Тут начинается самое интересное, то, ради чего практикующие и становятся на гвозди.
Мастер уходит. В эти минуты человеку лучше побыть наедине со своими мыслями.
Забавно, но теперь сходить с гвоздей совершенно не хочется, а больше всего не хочется, чтобы кто-то отвлёк вопросом.
От пережитого стресса голова начинает работать чётко, как компьютер. На любой вопрос: как поступить, либо какой-то вариант выбрать – мозг выдаёт развёрнутый ответ, точнее «Гугла». Вскоре и это кажется мелким. Все проблемы: бытовые, нервы, радужные планы – всё воспринимается совершенно пустяковым, крошечным, как дом, если смотреть на него из самолёта. Есть только покой. Почти нирвана, как её описывали буддисты. Так что йоги, проводящие жизнь на гвоздях, отнюдь не дураки.
Какой кошмар! А можно ещё?
Через какое-то время блаженное состояние исчезает. Непонятно, сколько прошло – пара минут или несколько суток, но это уже не важно.
Стоять на гвоздях давно не больно, но уже скучно. Если бы был какой-то стимул, хотя бы спор долларов на 50, то можно было бы продержаться ещё столько же.
От скуки завожу с мастером разговор о пустяках, о позапрошлогоднем отпуске, об общих знакомых, о том, куда бы лучше поехать, когда закончится пандемия, и тут понимаю, что пора сходить. Боль вернулась, она становится пока ещё терпимой, но довольно неприятной.
Мастер молча берёт таймер и показывает его мне. С момента, когда я стал на гвозди, прошёл ровно час.
– Ого! Вот это да! Ничё себе! – орёт попугай из клетки.
Впрочем, птица привыкла к посетителям и реагирует так на любые цифры на таймере.
После того, как сходишь с гвоздей, и без того настрадавшийся за вечер организм ждёт новое испытание. Ноги пронизывает новая острая боль, будто стопы режут скальпелем. Каждый шаг даётся тяжело, как у Русалочки из сказки Ганса-Христиана Андерсена, словно на полу не мягкий ковёр, а горящие угли, вперемешку с бритвенными лезвиями. Даже если сесть, боль не стихает совсем, а лишь становится чуть менее мучительной. На ступни в этот момент лучше не смотреть. Их будто какой-то палач истыкал шилом.
К счастью это длится недолго, минут 10. В это время мастер отпаивает меня душистым чаем на травах, а потом у меня получается делать робкие шажки. Но при этом поражаешься своему самочувствию. Все недомогания и тяжёлые мысли ушли.
Минут через 40 ходить уже можно, ощущается лишь лёгкое покалывание. А перед сном вспоминаешь прошедший день, и в голову стучится мысль прикупить себе парочку досок. Когда потеплеет, постоять на гвоздях в утреннем лесу будет просто сказочно.