Всё смешалось в «Мёртвых душах»
«Мёртвые души» в драмтеатре ставили по пьесе драматурга Нины Садур – «Брат Чичиков». Кстати, в интернете найти эту пьесу трудно. Уже в начале действия стало понятно, что в спектакле далеко отошли от классики: чудаковатые танцы, кровавые рукавицы, карета-кровать из психушки, поролоновые фигуры. Но режиссёр и предупреждал, что у Нины Садур – это фантасмагория. Весь спектакль, как больной сон, в котором всплывают эпизоды «Вия», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Ревизора». В конце действия главный персонаж и вовсе становится Гоголем.
Чичиков получился у Максима ВИНСА и Наримана КОСТЫРА – тонкой и надломленной натурой. Он, вроде бы, и афёру ловко проворачивает, и тут же его грызёт совесть. В пьесу добавили загадочный образ Незнакомки, который живёт в подсознании главного героя. Кто это? Ангел, демон или воплощение совести? Это уже как решит сам зритель. Только когда Чичиков в гостях у помещиков, будто немного оживает на сцене первый том «Мёртвых душ». И мы вспоминаем, как расписывали в тетрадках для сочинений образы Ноздрёва, Собакевича, Манилова. Вот они – хрестоматийные герои, хотя не совсем... Коробочка – зловещая гадалка на картах, а семейство Маниловых всю сцену откровенно пытается соблазнить Павла Ивановича.
Да и финал остаётся открытым. Мистика, психоделика и шок – всё, как любит Вячеслав Виттих.
Спектакль шёл 3 дня, и за это время получил много противоречивых отзывов. Одни зрители в полном восторге, другие – в недоумении от такого прочтения классики. Признаюсь, у меня тоже остались смешанные чувства. К спектаклю можно притянуть самый разный смысл, а особенно в сегодняшней тревожной обстановке в мире. И как бы в подтверждение этому звучит фоном музыка российской протестной группы «Shortparis», хотя «Мёртвые души» ставили в Калининграде ещё в 2018 году.
Одно точно: Гоголь, с разбитыми дорогами и народом, который несётся на «тройке» по колдобинам в неизвестность, – увы, актуален до сих пор.