Всё по Достоевскому
Два с половиной часа происходящее на сцене не отпускает зрителя. Да и разве может быть короче спектакль по великому произведению русского писателя? Думаю, что нет. Актюбинцы привыкли к лёгким комедиям гастрольных театров. В этот раз москвичи привезли нам угрюмый Петербург 19-го века с униженными и оскорблёнными.
Накануне спектакля Родион Романович (а в жизни – популярный российский актёр театра и кино Иван НИКОЛАЕВ) пообщался с корреспондентом газеты «Эврика».
– На протяжении всего действия я всё время на сцене, – говорит артист. – У меня практически нет времени передохнуть. Мой герой находится в постоянном психологическом напряжении. Он в состоянии паники, страха, отчаяния. Очень много эмоциональных сцен, которые переходят из одной в другую, событие за событием и всё больше накала страстей. Самое сложное: не растратить себя раньше времени, распределить свои силы равномерно, чтобы не устать к концу спектакля. И энергия зрителей поддерживает меня в такие моменты.
– Ваш Раскольников, он какой?
– Знаете, я не анализировал своего Раскольникова. Он абсолютно разный. Мой герой настолько обаятельный, насколько я могу его показать, настолько и отталкивающий. Конкретно ответить на этот вопрос я не могу, потому что ещё мало сыграно спектаклей. В кино были гениальные образы Раскольникова, как, например, у Георгия Тараторкина. Но театр и кино – разные вещи. Я понимаю, что такая роль выпадает раз в жизни. Точно, что в моём герое много личных эмоций и переживаний.
Часто театральных режиссёров критикуют за то, что те переделывают классику на современный манер. В спектакле «Раскольникoff» от сюжета романа не отходят.
– Но это не просто двухчасовое пересказывание произведения, – замечает Иван Николаев. – У нас спектакль зрелищный. Танцы, живой вокал, музыка Билли Айлиш – небольшие современные вставки разбавляют тяжёлую атмосферу Петербурга того времени, дают психологическую разгрузку. Неправильно говорить, что спектакль осовременен. От классики мы не отходим – всё по Достоевскому.
С мальчишника на каторгу
Московский Современный Художественный театр поставил спектакль «Раскольникoff» больше года назад. Артисты сыграли Достоевского один раз в Баку и в Краснодаре.
– «Преступление и наказание» – одно из самых сложных произведений в русской литературе, – говорит исполнитель главной роли в спектакле Иван Николаев. – 4 месяца мы репетировали. Спектакль ещё необыгранный, он – как живой организм. Ставить такое произведение на театральной сцене и при этом ездить с ним по городам – очень непросто. Конечно, у нас тяжёлые переезды на машине, сон максимум 3-4 часа. Я так скажу: дорога – тяжёлая, зритель – прекрасный!
3 года назад Иван Николаев вместе с другими актёрами приезжал в Актобе со спектаклем «Мальчишник», лёгкой комедией в один акт.
– Тогда тоже была дорога с перелётами, поездами, микроавтобусами. В этот раз нагрузки ещё больше из-за глубины произведения. Кто-то перечитывал произведение, а кто-то только и помнит из школьной программы, что какой-то Раскольников убил старуху. Зрители в Казахстане очень отзывчивые, по-доброму нас принимают. Они понимают, что это серьёзное произведение. Вообще зрителя обмануть сложно. Если на сцене что-то идёт не так, в зрительном зале это сразу заметят. Чем город богаче и больше, тем театральная публика более искушённая. Нас радует, что во всех казахстанских городах были практически полные залы, насколько в наше время это разрешено по санитарным мерам.
Тварь ли я дрожащая или антитела имею
У артистов МСХТ Актобе – последний город в гастролях по Казахстану. До этого театральная труппа была в Уральске, Атырау и Актау.
– Прилечу домой и буду спать 2-3 дня, – смеётся актёр Николаев. – В нашей команде всего 15 человек. В основном составе – заслуженный артист России Александр Мохов, он играет Свидригайлова, а также молодые артисты театра. Когда такая большая команда, у каждого своё настроение, а сейчас ещё риск, что кто-то может заболеть, потому что кто-то привитый, кто-то – нет. Я сам привился, и потом болел. Сейчас у меня, не думаю, что это важная информация, но достаточно много антител. В ближайшие полгода-год «корона» не грозит. Конечно, плохо переживали весь этот период карантинов. Артист, когда не работает, начинает «ржаветь», как механизм шестерёнок. Живого зрителя никто не заменит.