К фотографии нужно относиться с уважением.
Никогда не стать обычному любителю «делать снимки» настоящим фотографом, если у него нет чувства композиции. Это сродни музыкальному слуху. Зачастую недостаток этого качества многие жаждущие стать мастерами фотоискусства компенсируют трудолюбием и креативом.
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
Профессионалы с высоты своего опыта как–то скептически относятся к потугам своих молодых коллег. Дескать, здесь нужно не просто нажимать на кнопочку в автоматическом режиме, здесь нужны мозги. С мнением мэтров отчасти согласна Татьяна МАЙЕР. Свою дальнейшую судьбу девушка, которая в этом году отметит свой 18–й день рождения, решила посвятить изучению рынка и компаний. Однако и фотодело, своё хобби, которое постепенно перерастает в серьёзное увлечение, бросать не собирается.
– Это уже часть моей жизни. Фотография меня не просто вдохновляет, она даёт мне силы для саморазвития. В процессе работы я отключаюсь от всего и просто творю… Подбираю образы для моделей, мысленно строю композиции. Не считаю себя профессионалом, мне есть куда расти. Но вот с мнением о том, что среди молодых фотографов нет хороших – не согласна! Мы не крадём идеи, а учимся у более опытных коллег, – рассказывает Татьяна. – На самом деле каждая фотография передаёт эмоции фотографа, поэтому если у нас плохое настроение, то мы никогда не берёмся за дело.
ЛЕНИВЫЕ ХУДОЖНИКИ
Мастер–классы, а именно начальный уровень работы с фотоаппаратом, даёт профессионал с огромным стажем Юрий ШАПОВАЛОВ. Художественная академия в Актобе основана совсем недавно, но уже завоевала популярность у местных любителей фотографии. Мэтр перепробовал все жанры в этом искусстве и точно знает, с чего начинается настоящая работа фотографа.
– Любая съёмка начинается ещё до того, как ты выезжаешь на место. Заранее в голове прорабатываешь сценарий, выстраиваешь ряд… Это очень важно.
Работы Шаповалова знают все: ими украшен не один десяток залов в художественных выставках и лицеях. На его работах учатся молодые ребята из разных стран. Впрочем, свою значимость в профессии он не переоценивает.
– Прежде всего, нужно уметь критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. К сожалению, сейчас фотографы обленились, мало толковых снимков. Из двухсот кадров можно реально выбрать два–три хороших. Раньше, в эпоху плёночной фотографии, нам хватало 36 кадров, сейчас не хватает и двухсот. Времена изменились, как и клиенты. Сейчас люди хотят больше фотографий в своём архиве, чтобы был выбор, – говорит Юра.
С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА
Алексей АНТОНОВ – первый и пока единственный художник в нашей области, который занимается съёмкой фото с высоты. Год назад житель Хромтау решил пойти на эксперимент – приобрёл специальное оборудование: вышки, крепления и вертушки. Вертушки – маленькие вертолёты, на которых закреплены специальные миниатюрные устройства. Фотоаппарат на нём настолько «крутой», что может делать качественные снимки с 25–метровой высоты.
Пока японская чудо–техника не оправдала затраченных на неё средств (около 150.000 долларов), зато в процессе работы Алексей многому научился. Труднее всего было овладеть самой техникой, ведь делать кадры с высоты дистанционно – очень сложно.
– В Европе и передовых странах Азии этот новый вид аэросъёмки очень популярен. У нас пока менталитет другой, люди не совсем понимают, для чего это нужно. Да и услуги эти не из дешёвых. Думаю, что уже в следующем году открою бесплатные курсы для всех желающих овладеть фотосъёмкой с воздуха.
ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!
Официального сообщества фотографов Актобе у нас нет, зато есть неофициальное. В нём состоят около 80 человек, два десятка из которых – профессионалы. Общение в основном посредством интернета, раз в неделю, раз в месяц – необязательная встреча в реальности. Общих портфолио у ребят нет, зато есть множество предложений о том, как грамотно и без обид построить работу фотографов.
– Обсуждение снимков, критика – это обязательная часть. Впрочем, к этому любой фотограф относится положительно. Обычно у фотографов не особо хватает времени, но мы стараемся находить свободный час и делимся опытом, – говорит один из членов сообщества Александр ШИТОВ.
Три года назад молодой программист решил попробовать себя в качестве фотографа. Получилось. Парень приглашал на мастер–класс лучших профессионалов из Оренбурга. В планах – продолжить эту идею.
– Через фотографию должны передаваться чувства, иначе нет смысла заниматься этим делом. Это достаточно сложная профессия, требующая таких качеств, как ответственность и усердие, – считает друг Саши Константин КУЧЕР.
АХ, ЭТА СВАДЬБА…
Кто–то считает, что фотографировать свадьбу – процесс архисложный. Другие придерживаются иного мнения. Актюбинский художник Елена ЕЛИСЕЕВА никогда и не думала, что судьба приведёт её к фотографии. Постепенно хобби переросло в работу. Сейчас у девушки – собственная фирма, оказывающая услуги фотосъёмки. Получается довольно–таки неплохо: у Елены нет отбоя от заказов.
– Настоящего фотографа отличает свой собственный неповторимый стиль. Даже если несколько ребят снимают один и тот же кадр с одной точки, то всё равно фото у всех получаются разные. Задача свадебного фотографа – не испортить торжество, это огромная ответственность, ведь женятся люди всего лишь раз, а значит, мы не имеем права на ошибку, – считает фотограф. – Мы своего рода психологи, которые готовят молодожёнов к ответственному моменту.
С недавних пор в Актобе становится популярной съёмка беременных и новорождённых. Делать такие кадры для Елены Елисеевой – одно удовольствие.
Съёмки в стиле ню – очень интимный и ответственный процесс.
ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА
Риск – благородное дело. Джаныбек УСЕНОВ решил рискнуть и не прогадал. Ню–арт стал для него своего рода открытием в собственном мире. Он – один из немногих в Актобе, кто решился попробовать поработать с обнажённым телом.
– Мне не нравится то, как сейчас снимают многие фотографы. Примитивно и один и тот же способ фотообработки. Это неправильно. Я стараюсь не копировать у фотографов, а находить своё видение кадра, – отмечает Джаныбек. – Смотрел фотографии своих родителей, когда они учились в Ленинграде, и удивлялся этим снимкам: настолько профессионально всё было сделано. Раньше люди трудились, чтобы фотография получила жизнь.
Сделать фотографию «вкусной» по силам лишь тому, у кого есть чутьё. Одна из задач профессионала – не просто съёмка, но ещё и обработка снимков. Процесс занимает от двух недель до месяца. Джаныбек старается «мариновать» фотографии – через неделю после того, как была сделана фотосессия, парень смотрит на неё снова, но уже новым взглядом.
История с ню для Джаныбека начиналась пару лет назад со съёмок своей девушки. Оказывается, передать красоту женского тела совсем непросто:
– У меня ничего не получилось. Вроде бы есть фотоаппарат, есть красивое тело и нужно его не изуродовать. Я не знал, как это сделать. Целый год обменивался опытом с российскими коллегами, практиковался, но только сейчас понял, что нужно для того, чтобы передать все чувства и эмоции модели. Фотографу нужно всегда держать себя на уровне профессионала, чтобы девушка чувствовала себя комфортно. Мне нужна нежность в фото, вся «грязь» (пошлые фото в стиле порно) исключена. Ню–фото должны вызывать реакцию желания, но не больше.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Джаныбека УСЕНОВА
и из архива Юрия ШАПОВАЛОВА