| |
| Фото из личного архива артиста |
МЫ К ВАМ ЗАЕХАЛИ НА ЧАС
– Место администратора предложить не могу – все вопросы по моим 7 концертам в Актюбинской и Кызылординской областях уже решены, – признался мне Жаксыбаев. – Зато, если не смутит, могу взять билетёром–контролёром. Здесь тоже голова нужна!
Артист в гримёрной областной филармонии складывал сценические костюмы после телевизионных съёмок. На спинку единственного стула в помещении было навалено столько пиджаков, рубашек и брюк, что невольно возникал вопрос: как всё это теперь уместить в тот небольшой коричневый чемодан, что стоял в углу.
Желание съездить с Аллабергеном в какую–нибудь актюбинскую глубинку и испытать на себе все тяготы артистической жизни зрело давно. Только вот никак не представлялся удобный случай. Лауреат множества международных конкурсов, в том числе фестиваля «Азия Дауысы», уже давно не живёт в своей «двушке» по Есет батыра, у него теперь алматинская прописка. Там же, в южной столице, он один из любимых гостей на всевозможных казахскоязычных шоу, а его репертуар состоит из песен таких брендовых авторов, как Арман Дуйсен, Лукпан Жолдас, Ринат Зайыт и Арман Бексултан. Его обожают журналисты и горячо любят в аулах, куда на прошлой неделе и собрался наш герой.
Поэтому я выразительно кивала головой в знак согласия и всем видом показывала, что на один вечер таланта побыть билетёром меня уж точно хватит.
На следующий день мы уже направлялись в аул Айке Айтекебийского района. Ровная асфальтовая дорога уходила в горизонт. Более 200 километров дороги и аул нас встречает улыбающимися во все 32 зуба аллабергенами. На каждом столбу был наклеен плакат с его изображением. Билеты предлагались по 500 тенге. Учитывая, что клуб вместит до 300 зрителей, и отминусовав от предполагаемой вырученной суммы 10% за аренду, расходы на горючее, а также гонорары администратора, я прикинула, что билеты продаются по непростительно низкой цене. «А я в аул не за деньгами езжу», – пояснил мне артист. И чуть позже я всё–таки смогла понять, что имелось в виду.
ГЛАВНОЕ – ЭМОЦИИ
В зале начал гаснуть свет и зажигаться светомузыка на сцене, а я ещё пропускала зрителей по билетам. Зайцев, к счастью, не оказалось, как и блатных.
– Вас заставили покупать билеты или вы добровольно пришли?
(Это и была моя первая заготовка в рамках эксперимента – выяснить, как развивается культура на селе: из–под палки или по обоюдному согласию).
– Ой, айналайын, разве к нам так часто приезжают артисты, как и сам Аллаберген?! – отвечали мне апашки. – Да нам для такого случая никаких денег не жалко!
Многодетных матерей и убелённых сединой стариков я постаралась рассадить в первых рядах. Так мне казалось логичным. Однако люди всё равно пересели туда, где им удобно.
– Давайте, забудем на миг о своих кредитах! Келинки, вы тоже веселитесь – коровы никуда не сбегут!
Зал одобрительно начал хлопать, а артист запел в честь девушек одну из популярных ныне песен на слова Рината Зайыта «Суйемін сені». Публике произведение пришлось по душе.
– У кого есть в зале братья и сестры, пусть поднимут обе руки! И если вы любите своих родителей, то не жалейте аплодисментов! – громко произнес Жаксыбаев.
И тут же полилась песня «Бауырларыма». Слова песни были такими искренними и проникновенными, а само исполнение настолько трогательным, что зрители начали откровенно пускать слезу.
КОМУ - СЕЛФИ, А КОМУ - ЦЕРЕМОНИИ
– Ну а теперь в честь красивых дам – зажигательный номер!
И так продолжалось час и 40 минут. Шутки сменялись анекдотами, воспоминания – комплиментами, весёлые песни – трогательными, казахские баллады – русскими. В конце вечера половина зала уже танцевала.
– А вот в Китае нет понятия «Фото на память». Там – сплошные церемонии! – смеётся певец, оказавшись в гримёрной.
Как выяснилось, некоторое время назад Жаксыбаев выступал перед казахской диаспорой в Поднебесной, и после концерта люди решили запечатлеть себя на фото вместе с Аллабергеном. «Рәсім тартып алайық деп едік», говорили ему зрители, что в переводе на русский язык означало «Мы хотели совершить с вами церемонии».
– А для меня забавно было это слышать, у нас ведь церемонии – это перерезание пут младенцу или той по поводу его 40 дней после рождения, бесікке салу и многое другое, – говорит артист.
НАМ НУЖЕН «ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНКУРС»!
– Эти встречи с народом словно жизненные батарейки для меня, – признаётся на обратном пути артист. – В Алмате или Астане я могу за один вечер заработать столько, сколько мне приносят 2–3 аульных концерта. Но то (не хочу никого обидеть) корпоративы и свадьбы, а это – совсем другое. Настоящему артисту нужен полный зал, рукоплескания народа и непередаваемая атмосфера во время выступлений.
И не только в этом нуждается певец, говорит Аллаберген. По его словам, было бы просто прекрасно, если бы на самых верхах решился вопрос о международных фестивалях.
– Я не кидаю ни в чей огород камень, но то, что на сцену проникли однодневные песни – это тревожный знак. У нас совершенно не проводятся масштабные конкурсы, артисты редко ездят на международные фестивали, отсюда и очень редко слышим грандиозные песни, умопомрачительные голоса, а ведь они есть.
Поэтому, считает Жаксыбаев, казахстанской эстраде нужен песенный конкурс, где певец мог бы по–настоящему заявить о себе громко и надолго.
– В противовес «Евровидению» в Турции запустили проект «Тюрквижн». А мы что, хуже, что ли?! У нас тоже были фестивали, ничем не уступающие «Евровидению». Вот если бы сделать такой творческий смотр исключительно для выходцев из евразийских стран – это было бы чудо! – произносит мечтательно певец.
60 ТУФЕЛЬ ЗА КОНЦЕРТ
Гастроли, стоит признаться, удались на славу. Люди искренне радовались тому, что их небольшой аул посетила звезда республиканского масштаба (как–никак Жаксыбаев – заслуженный артист. – А.Т.). В других посёлках и райцентрах, по словам Аллабергена, публика тоже, похоже, осталась довольна. Состояние людей улучшается, поэтому народ сегодня хочет не только хлеба, но и зрелищ, говорит сам артист. Поэтому хочется всякий раз радовать и удивлять – новыми песнями, костюмами, имиджем.
– Вообще, выступать в глубинке – одно удовольствие! Люди настолько искренние! Могут и похвалить, и поругать, если что–то не так, на их взгляд, сказал или станцевал. Одним словом, таких справедливых критиков, как в аулах, нигде не встретишь, – восхищается Жаксыбаев. – И что самое интересное – цветы артисту чаще всего дарят именно в аулах.
Вообще с сельской местностью у Жаксыбаева связаны лишьтёплые воспоминания. В далекие 90–ые прошлого столетия, по его словам, именно в глубинке его поражало то, что люди, к которым он приезжал с концертами, готовы были отдать всё, чем располагают, лишь бы попасть на концерт. Настолько любили людей культуры.
– И мясо носили, и яйца, и масло домашнее, – улыбается артист. – А однажды один из спонсоров и вовсе 60 пар туфель дал. Помню, как затем отнёс всю обувь в типографию, чтобы расплатиться за афишу.