Воспитание творчеством
Вестсайд по-актюбински
Больше месяца молодая актюбинская труппа работает над постановкой спектакля «Вестсайдская история» по мотивам легендарного мюзикла Леонарда БЕРНСТАЙНА. В спектакле заняты совсем юные актёры, но темы там поднимаются совсем не детские. Ведь в пьесе идёт речь о противостоянии двух нью-йоркских банд. Игры в бандитов при этом заканчиваются смертью главного героя. Так, на наглядном примере, ребята хотят призвать к борьбе с детской преступностью.
Сначала молодая труппа хотела поставить что-нибудь эпическое, о любви и смерти. Ребята хотели даже замахнуться на шекспировскую пьесу «Ромео и Джульетта». Варианты рассматривались разные. Единственным критерием отбора была актуальность материала. Молодые актёры хотели не просто покрасоваться на сцене, но и сделать что-то полезное для общества, объяснить что-то своим сверстникам.
Мельпомена против преступности
Классический материал пока сложен для юных актёров, и выбор остановился на «Вестсайдской истории». Тем более, что критики называли её современной адаптацией трагедии Уильяма ШЕКСПИРА.
– При выборе пьесы передо мной стояла задача занять в спектакле всех ребят, – говорит режиссёр Артём МОСКАЛЕНКО. – Таких пьес много, но далеко не каждая говорит о том, что волнует молодёжь. «Вестсайдская история» понравилась всем. Ребята говорили, что это им близко и узнаваемо. Пусть не в таких масштабах, но проблема молодёжных разборок в Актобе существует. Я тогда решил для себя: пусть молодёжные банды будут, но на сцене. Надо пустить негативную энергетику в правильное русло, а зрители увидят, к каким печальным последствиям может привести игра в «крутизну». Надеюсь, что многие сделают для себя верные выводы. Теперь это стало для нас всех главной задачей.
Аншлаг до премьеры
Актюбинские театралы узнали о смелой постановке ещё задолго до официального объявления премьеры. При этом спектакль не рекламировали специально. Как только руководство театра драмы пошло навстречу и позволило провести показ в Малом зале, билеты на постановку разошлись тут же. Теперь уже для труппы стало делом чести не разочаровать зрителя и достойно донести свою идею до публики. Работать приходилось на износ, и это при том, что многие из актёров посещают ещё и другие кружки, да и готовятся к экзаменам.
– Уж моим актёрам точно не до разборок!, – шутит Артём Москаленко. – На репетиции я из них все соки выжимаю.
Репетируют ребята в одной из квартир, где находится офис художественной студии. Места там катастрофически не хватает для такого масштабного полотна. Костюмы юные актёры шьют сами. Единственное условие – это цвет. У каждой из банд своя цветовая гамма.
Актюбинские сувениры в Египте
«Вестсайдская история» – не единственная акция молодого творческого коллектива. Через искусство они стараются привить сверстникам своё видение национальной культуры, патриотизма и любви к родине. Причём, благодаря артистам, об Актобе и Казахстане узнают даже за рубежом.
– Мы как-то были в Египте на выставке декоративно-прикладного искусства, – вспоминает директор студии детского творчества Надежда КИЙОК. – Ребята подготовили для выставки изделия из кожи и войлока в национальном стиле. Мы очень удивились, когда местные жители и гости выставки подходили к нам с уговорами продать что-нибудь. И это в Египте, где на каждом шагу сувенирные лавки, от разнообразия этнических безделушек голова кружится.
Легенда о танцующих берёзках
Если актюбинских сувениров на всех желающих у студии не хватит, то национальной культурой и обычаями ребята могут делиться бесконечно. И в отчётных концертах, а тем более – на гастролях, этой тематике придаётся большое значение. Без народных песен и исполнения произведений казахстанских композиторов не обходится ни одно музыкальное выступление. Недавно на гастролях в России ребята в сценической композиции рассказали жителям соседней страны народную легенду о танцующих берёзках в Боровом. После этой постановки многие зрители захотели провести отпуск не в поднадоевшей Турции, а на казахстанском курорте, о котором сложены такие красивые легенды. Конечно, отправиться туда смог не каждый, но практически все зрители после показа просили рассказать о курорте поподробнее.
Непростое рукоделье
Чтобы чему-то учить сверстников, а тем более рассказывать о своей стране зрителям, необходима, в первую очередь, огромная работа над собой. Высоких стремлений тут недостаточно: если зрелище будет скучным и неинтересным, то никто не станет его смотреть, какой бы тематики оно ни касалось. Это нелёгкий труд. Создание даже простого орнамента на войлочном коврике требует хорошего знания народных традиций. Прежде чем сесть за работу, нужно знать, что означает тот или иной элемент, как узоры могут сочетаться, и вообще – для чего нашим предкам нужны были эти знания, что они хотели сказать. Творчество не ограничивается парой часов занятий.
Язык становится родным
Взять, к примеру, номера на государственном языке. Хорошо знать язык мало. Со сцены он должен звучать безупречно, без единой ошибки, неправильного ударения или акцента, не говоря уже о том, что язык должен быть литературным. Более того, на сцене может случиться всякое, и приходится исправлять ситуацию моментально. Зазубривание непонятных слов здесь не поможет, речь должна литься свободно. Это сложно даже для тех, чей родной язык государственный. Но участники с этим хорошо справляются.
Весёлые уроки серьёзности
Через студию прошло уже много ребят. Не все связали свою жизнь с искусством, но уроки, которые они получили здесь, в студии, уже помогли многим. Воспитание характера, лидерские качества, хороший вкус – занятия в студии не могут пройти бесследно. Это передаётся по цепочке, через друзей, к сверстникам.
– Я замечаю, как тут меняются ребята, – говорит Надежда Кийок. – Родители приводят их, чтобы хоть намного отвлечь от айфонов и соцсетей, или придать им капельку уверенности. Проходит совсем немного времени, и детей не узнать. Они уверенно говорят, даже если раньше робели, речь становится красивой и чистой, в осанке появляется достоинство. А главное, меняются интересы. Ребята чаще рассуждают о серьёзных вещах.