Волшебство на стенах
Обычную стену в помещении актюбинский художник Тулеген ДАРБАЕВ легко может превратить в райский уголок, нарисовать в квартире водопад или кусочек Парижа. Только почему-то выпускник АГПИ расписывает стены в России, Алматы, Уральске, Актау и Атырау, а не в родном Актобе.
Р исовать Тулеген начал еще в детстве. Сначала на бумаге, а потом перешел на стены. В парикмахерской друга красуется дракон, первое его творение на стене. Каждый рисунок мастера – это история, продуманная до мелочей.
– Микеланджело, Леонардо Да Винчи расписывали стены. Я решил идти по их стопам. В своих работах использую яркие краски. Но обращаю внимание на то, где пишу. Если спальня, преобладают успокаивающие тона, если игровая – живые, – говорит Тулеген.
НАШИМ ВСЕ РАВНО. – Мне очень нравится расписывать детские сады. К сожалению, в Актобе это не пользуется спросом, – признается энтузиаст. – Почему-то люди думают, что простые обои и стены, выкрашенные колером, лучше, чем эпизоды из сказок и любимые персонажи детишек. В советское время стены в садиках были расписаны. На них изображали персонажей нашего детства: Винни Пуха, кота Леопольда, мишек Гамми. Почему сейчас все так однотипно — непонятно. Мне кажется, стены должны быть интересными. Можно создать такое изображение, будто дети находятся в сказке.
Молодой специалист предложил свои услуги нескольким детсадам в нашем городе, но поддержки у руководства заведений не нашел.
ВАЖНЕЕ ВСЕГО – БЕЗОПАСНОСТЬ. В работе своей мастер использует акриловые краски, которые являются безопасными для здоровья малышей.
– Это очень важно, ведь ребенку может стать интересно, что там на стене, он начнет царапать нарисованное, а может и попробовать на вкус. Это же дети! Чтобы малыш не отравился, не экономлю на сырье, – делится художник. – За свою работу беру недорого, стандартная стена 5 метров на 3 – 50-60 тысяч тенге. Почти все уходит на краски. Я получаю символическую сумму и, конечно же, удовольствие от проделанной работы.
ЗНАЮТ НАШИХ! – В Актобе настенные росписи не пользуются большим спросом. Это только-только входит в моду. Потому и конкуренции никакой нет. Наши люди все еще мыслят по старинке: рисовать на стенах — плохо. В то время, когда на Западе эта индустрия очень развита, – говорит Тулеген.
Актюбинца очень хорошо знают в Атырау. В одном из кафе парень нарисовал Париж. Посетители обратили внимание на необычное изображение, многие заинтересовались, и даже стали поступать заказы.
Творения актюбинца можно увидеть и в родном городе: в спортбаре «13 сектор», магазине «Сауле» в районе «Акации», детском магазине «V baby».
В ФОРМАТЕ 3D. Если художник, рисующий на холсте, может устроить персональную выставку, посетители которой могут оценить картины, то у рисующего на стене такой возможности нет. Тем не менее, Тулеген подумывает о своей выставке, для этого молодой человек фотографирует все свои работы.
И на стене можно рисовать в формате 3D. При взгляде на объемные рисунки создается эффект присутствия. Ты словно переносишься на картинку, или наоборот: картинка «оживает».
– Есть своя сложность. Эффект 3D можно будет увидеть только с одной стороны. Здесь важно правильно сделать расчеты. Чаще всего такие картинки рисуются на стыке двух стен – в углу. Если смотреть прямо, то изображение кажется обыкновенным, а если с другой стороны – оно, словно бы, оживает, – делится художник.
Тулеген признается, что и в росписи на стенах есть свои сложности – поверхность должна быть ровной. Для того, чтобы расписать стандартную стену, уходит примерно двое суток.
– Я словно бы погружаюсь в тот мир, который рисую. К тем, с кем работаю, у меня единственная просьба: не смотреть незаконченный рисунок. Однажды было так: я принялся за работу, пришла клиентка, увидев, что ее стена претерпевает изменения, испугалась и отказалась, – рассказывает молодой человек.
СТУДИЯ-ПАРИКМАХЕРСКАЯ. Денег на то, чтобы снимать свою мастерскую, у художника нет, ведь он работает по заказам: сегодня есть, завтра – нет. А, с другой стороны, зачем она парню... Своего рода студией стала парикмахерская его друга Дмитрия.
– Здесь я впервые начал творить. Первый рисунок на стене появился в 2005 году. С того времени регулярно обновляю сюжеты, каждый раз другие. Если попробовать расковырять эти стены, можно увидеть, сколько слоев уже наложено, – рассказывает специалист.
Здесь же молодой человек отдыхает и получает вдохновение. Он может часами писать на стене и не замечать, что вокруг ходят люди и кипит повседневная жизнь в парикмахерской.
– Чтобы не забыть технику рисования, я не перестаю писать. Я всегда с собой ношу краски и бумагу. Прогуливаясь по парку, вижу фрагмент, который хочу запечатлеть – достаю инструменты и начинаю рисовать. Для меня любимое занятие не столько возможность заработать на жизнь, сколько потребность творить. Мне кажется, если я перестану писать – перестану дышать, – говорит Тулеген.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ТЯЖЕЛО. Молодым сегодня трудно начинать работать, и художникам в том числе. Не все выпускники пединститута идут преподавать ИЗО, попросту всем места не хватит. А площадки для реализации их творческих возможностей в Актобе нет. Потому большинство одногруппников Тулегена и пошли работать в другие отрасли. Вот и получается, что у нас в городе обучают специалистов, а трудоустроить не могут. Ребята вынуждены сами искать возможность заработать на жизнь.
Динара ЖАНАЛИНА,
|