Vivat, оперетта!
Как только к нам приезжает настоящий театр, Актобе превращается в центр культурной жизни. И зал полон, и публика чуткая, и разбирается она в тонкостях постановки и игры актеров. И классику, оказывается, есть кому помнить и любить.
| |||||||||
В который раз побывала у нас московская оперетта. Встреча с народными артистами Светланой ВАРГУЗОВОЙ и Юрием ВЕДЕНЕЕВЫМ – как общение с живой легендой. Они служат музыкальному театру более 40 лет, вместе поют более 30, спели и сыграли столько влюблённых пар, что вполне естественно воспринимаются как счастливая семья. Хотя это не так, и многих подробности об отдельной личной жизни любимых героев даже огорчают.
ЭКСТРИМ – НОРМА ЖИЗНИ
Артисты очень много ездят, а какие гастроли обходятся без приключений! Даже двухдневный выезд в Актобе не обошёлся без них. Чтобы успеть ко времени на концерт, пришлось добираться через Орск. В суматохе одна из сумок осталась в «Домодедово», и именно в ней находились все концертные платья Светланы Варгузовой. Приме оперетты остаться без роскошных костюмов? Почти провал. Повезло, что в этот день был прямой рейс, и буквально за несколько минут до начала спектакля багаж успели доставить в гримёрку. Зрители ничего не заметили. Ну, разве что взволнованность героини. Так это по роли.
– Восьмое марта, в центре внимания женщины. Хотите поговорить? Давайте сегодня со Светланой Павловной, – галантно переключил с себя внимание Юрий Веденеев.
«ВСЕ ЭТО ЗНАЮТ, И ПОНИМАЮТ…»
«Летучая мышь» – одна из самых любимых партий Варгузовой. Перечисление не менее любимых и удачных заняло бы не одну страницу. На просьбу рассказать о последней премьере под названием «Фея карнавала», которая прошла в Москве неделю назад, Светлана Павловна откликнулась с удовольствием:
– У нас в репертуаре появился прекрасный спектакль, с хорошей музыкой, новым либретто. Музыка вся Кальмана, а пьеса практически другая. Это как бенефис наших трёх звёзд – народных артистов: я, Веденеев, Герард Васильев. Фабула новая: театр в театре, жизнь за сценой, дети, выбор между работой и домом – мне кажется, что зрителям это всегда интересно. Прекрасные молодые артисты – Саша Маркелов, Василиса Николаева. Много юмора, очень необычный спектакль.
– Кальман, Штраус... Оперетты идут долгие годы, в одних декорациях, в одном сценическом решении. Как избежать штампов в таких постановках?
– Кто-то из мхатовских актеров сказал: у плохого актёра пять штампов, у хорошего их тысячи. Если это плохо – это штамп, а если хорошо – это актёрский прием, это индивидуальность. Традиции какие-то должны быть. Всё равно все поют, все танцуют. Хорошо, когда талантливо люди этим занимаются: режиссёр, постановщик, дирижёр, артисты, – и тогда это получается на хорошем уровне. Театр – это большой организм, он от всего зависит, начиная от пошивочного и сапожного цехов.
– Кто продолжит вашу линию, традиции – ученики, может быть, внуки?
– Внуки – нет, я думаю, что я бы сегодня тоже, возможно, не пошла в артистки. В настоящее время главное не творчество. Не говорю, что это плохо, но пробиваются далеко не всегда талантливые. Сегодня главное – бизнес. Но в театре много молодёжи, и спектакли у них хорошие, театр дышит, живёт, и мы делим это с мюзиклами, которые идут наравне с нашим репертуаром.
– Вы не очень-то жалуете мюзиклы, судя по некоторым интервью.
– Там другой принцип отбора, другая стилистика. Другая музыка и другое исполнение, сейчас это модно, как всё американское. И денежно, и реклама есть. Они делают это, конечно, прекрасно. У нас тоже бывают удачи. Но всё это как-то не наше.
– Но те же Кальман, Легар – тоже были не наши, а прижились.
– Да, потому что там лирика, напевность, всё это ближе к нашей душе.
– Почему же нет молодых композиторов, которые бы работали в этом жанре?
– Молодые есть, и прекрасные, но у них как: в стол писать не буду. Время такое, практичное. Если это оплачивается – пожалуйста, если нет – ради творчества не буду. Бизнес в основе всего. Есть успех – есть удача. Но успех разным бывает, может быть и чисто коммерческим. А театр, где есть хор, оркестр, балет, солисты, доходным местом быть не может. Он должен быть на поддержке, должен быть нужным государству, чтобы не все ушли в быдло, в попсу, чтобы искусство всё-таки жило.
«…НО ВСЕ РАВНО ВЛЮБЛЯТЬСЯ БУДУ ВНОВЬ И ВНОВЬ»
Оперетта – это соединение яркой мелодики лирических героев и блистательного юмора комедийных. Дмитрий ЛЕБЕДЕВ и Ольга РАТНИКОВА стали для актюбинцев открытием. Хотя в театре они известные солисты, он – с 2000 года, Ольга – с 1998-го. И характерных ролей сыграли достаточно.
– То, что оперетта – мой жанр, я в ГИТИСе понял, – рассказал Дмитрий, – потому что здесь совмещение музыки, текста, танца. Правда, в детстве в музыкальную школу меня не взяли, маме сказали, что у мальчика слуха нет и не будет. Но в Гнесинское училище на курс артистов музтеатра приняли, а потом и в институт.
– Вас не пугали сложности, ведь профессия требует многого, в том числе и выносливости?
– Сложности есть, это да. Во-первых, оперетта требует переходных голосов: если баритон, то с верхами, если тенор, то очень высокий. А если при этом ещё и скачешь! Но я больше артист, чем вокалист. Пока молодой, почему бы не получить удовольствие от Бони в «Сильве», или Фалька в «Летучей мыши».
– В чём секрет молодости оперетты, почему она всегда популярна?
– Для оперетты писали выдающиеся драматурги – Эрдман, например. Прекрасные шутки, они всегда будут смешны. Кстати, оперетта у нас вовсе не такая, как в Венгрии или Австрии. Когда нам переводили содержание в их театрах – было даже не смешно. Так что это наш жанр. К тому же, в них отстранённость от жизни, люди забывают про негатив сегодняшнего дня, происходящее на сцене заставляет забыть о реальности – красиво одетые женщины, беззаботность, юмор, легкость. В этом сила оперетты.
После Московской консерватории и аспирантуры перед Ольгой Ратниковой были открыты двери оперных театров, но она выбрала музкомедию. Любимые роли требуют универсальной танцевальной и вокальной техники. Безумно темпераментная на сцене, после спектакля актриса тиха, задумчива и романтична.
– У вас очень понимающая, доброжелательная публика, – добавила Ольга. – Я очень рада, что побывала в Казахстане. Ведь рядом моя родина – оренбургский Донгуз, я прожила там с родителями до 7 лет, в военном городке, где служил отец. До сих пор помню наш дом и степь, особенно весной, когда цветут тюльпаны. Нигде такого больше нет. И ещё солнце, такое ослепительное зимой.
|