В унисон с залом
На едином дыхании, в слиянии душ и голосов, прошёл концерт трёх баритонов Фонда «Таланты мира», представивших актюбинцам новую программу ретро-эстрады. | ||
Юрий Зальцман, Давид Гвинианидзе и Сергей Плюснин - эти имена теперь нам знакомы и любимы актюбинскими меломанами.
| ||
Сколько времени нужно артистам, чтобы из разрозненных, сдержанных и спокойных людей сделать единый музыкальный организм, настроенный на одну тональность и звучащий в унисон? На этот вопрос команда «талантов мира» знает точный ответ.
– Здесь не нужно особого времени, – говорит руководитель фонда и сам великолепный исполнитель Давид ГВИНИАНИДЗЕ. – Мне кажется, люди с первого номера были готовы слушать. Просто немного скептично отнеслись к тому, что на сцене стояли микрофоны. Несмотря на то, что было заявлено, что будет ретро-эстрада, они всё равно ждали, что прозвучат голоса без микрофона. Но в эстрадной песне так положено. Там даже постановка голоса другая.
– И тем не менее, вам удалось расшевелить зал довольно быстро!
– Просто зал во время концерта начинает петь. И уходят зрители потом абсолютно другими. Конечно, бывает, что вначале хорошо встречают, а потом плохо провожают, – хитро улыбается Давид. – Но это смотря какие артисты!
ЗРИТЕЛЬ СОСКУЧИЛСЯ ПО МУЗЫКЕ
После концерта, как заведено, автографы и фото на память. Артисты устали. Два часа они пели самые известные песни ХХ века. Дунаевский и Бабаджанян, Зацепин и Островский. Музыка, знакомая молодому поколению по фильмам. Старшему – ещё более известная: в молодости пели, под это танцевали, встречались с любимыми.
– Это хорошая музыка, которая нравится людям, которая исполнялась настоящими певцами, – поделился после концерта Сергей Плюснин. – Зритель любит, помнит и нуждается в такой музыке, публика соскучилась по ней, потому что поющие ныне… «маленечко поднадоели». Настоящее искусство, по-моему, в генах человека, где-то в памяти.
Сергей Плюснин – один из самых знаменитых молодых оперных солистов. Известность к нему пришла благодаря телевизионному проекту канала «Культура». В «Большой опере» Сергея оценила вся Россия. И за её пределами – все, кто слышал выступления солиста Большого и ещё нескольких театров.
– А какой театр для вас сейчас родной?
– Всё-таки, наверное, Центр оперного пения Вишневской, – после некоторого раздумья говорит Сергей. – Галина Павловна меня учила, сделала со мной «Онегина», поставила спектакль для меня, я и Роберто пели в «Иоланте». Некоторые считают, что такие люди недостижимы, и простые смертные с ними не общаются, но могу вам подтвердить, что общался. Она меня поздравила, когда я занял первое место в конкурсе Магомаева. У неё мало любимых учеников. Не знаю, могу ли я себя отнести к ним, но она меня так называла, как мне потом рассказали.
С огромным чувством признательности говорит Плюснин о своём первом педагоге. Его уникальный голос открыла Наталья Тарасова, ныне художественный руководитель Астраханской филармонии. В свою консерваторию, в любимую Астрахань, он и сейчас стремится.
– Педагог – это святое, в сентябре буду в Астрахани, обязательно там выступаю.
«Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг…», «Жил да был чёрный кот за углом» – в этих простых песенках, которые в своё время никому не казались выдающимися, Сергей Плюснин нашёл свои краски. А когда он запел «Вечная любовь», в зале, кажется, зарыдали вслух.
– Здесь нас встретили настолько тепло! – с удивлением отметил Сергей Плюснин после концерта. – Хочется больше и больше, на 250 процентов работать. Хочу поблагодарить за то, что мы имеем честь у вас выступать.
Хочется добавить: а мы вас - за то, что имеем честь слышать!
СЧАСТЬЕ БЫЛО
В репертуаре Юрия Зальцмана – сложнейшие партии Григория Грязного в «Царской невесте», Риголетто. В Большом театре он поет Долохова в «Войне и мире» Прокофьева. Обладатель низкого баритона, он тоже – выходец из школы Галины Вишневской. Поёт в нескольких крупных оперных театрах. Рядом с этим песни, которые звучат разве что со старых грампластинок, очень неожиданны.
«Счастье моё», или «Что так сердце растревожено» всколыхнули не одно сердце в зале. «Не спеши», «Ты – моя мелодия» – эти песни Магомаева в исполнении Зальцмана были так же нежны и чувственны. Хотя вне сцены он яркий, заводной, с лукавой искрой в глазах. Впрочем, эту искорку зрители заметили и на сцене, когда прозвучало: «Счастье вдруг, в тишине… постучалось в двери», а потом подхватили припев вместе с залом: «Было счастье, было…»
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ОДНИ МУЖЧИНЫ
В начале лета Фонд «Таланты мира» представлял у нас программу «Трио теноров. Памяти Энрико Карузо». Теперь прибыли баритоны. Вопрос руководителю фонда напросился сам собой:
– В вашем фонде одни мужчины?
– Кто сказал? – опроверг сомнения Давид Гвинианидзе. – Сейчас идёт проект, посвящённый Марии Каллас. Там, конечно, дамы. Мужчины – всегда первооткрыватели. А потом женщины, как примадонны, присоединяются.
Давид открыл концерт любимой песней женщин 70-х «Желаю вам» Юрия Гуляева. Были в его исполнении и «Твои следы», и «Верни мне музыку», и «Луч солнца золотого». Вспомнил Давид Гвинианидзе и о том, что его сольная карьера начиналась в Актобе 11 лет назад.
– Как вы почувствовали, что такая программа – песен прошлого века – сейчас необходима?
– Конечно, необходима. Это, хотя и косвенно, но пропаганда вокальной музыки, красоты голоса, потому что, вы сами понимаете, все эти песни написаны для настоящих голосов. Они звучали в исполнении артистов, прошедших хорошую вокальную подготовку – Георг Отс, Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, конечно. Это такой жест, чтобы вспомнить то хорошее, что было. У нас существует такой лозунг: «От культуры мира – к миру на планете». Стараемся посредством классической музыки поднимать уровень, возвращать утраченное.
РОЯЛЬ ОЖИВАЕТ В РУКАХ МУЗЫКАНТА
Блистательный пианист Владимир РОДИОНОВ не уходил со сцены все два часа концерта. Удивительно, какие звуки он сумел извлечь из того, что когда-то называлось роялем. Не блещут инструментами наши концертные залы, к сожалению. Но артистам к этому не привыкать.
В следующем году исполняется 20 лет, как Родионов аккомпанирует вокалистам. И почти все 10 лет, что существует Фонд «Таланты мира», ездит с певцами по странам и континентам. За прошлый год, как признался пианист, он дал 150 концертов.
– Я пришёл в театр «Геликон опера», когда Давид там уже был. Меня ему порекомендовал концертмейстер того же театра, Миша Гезарян, который уже с Фондом работал. Как-то он не мог выступить в концерте и сказал: «Давид, имей в виду, что у нас появился пианист, попробуй с ним поработать». С тех пор и работаем.
– Вас называют «человек-оркестр», и, действительно, партия рояля была очень сложная.
– Да, обработки – это уже я сам, потому что песни достаточно просто написаны. Но по музыкальности, чувствам, я думаю, если ставить такие концерты в один ряд с Рахманиновым или Чайковским, они бы не обиделись.
– Не утомляют вас такие поездки длительные?
– Мы – живые люди, конечно, утомляют. Но что делать? Это другая сторона медали. Но сейчас такая замечательная погода, можно полюбоваться видами. К тому же, есть надежда, что дороги будут лучше, ещё не раз приедем.
Марина ВАСИЛЬЕВА,
|