В цепи рок не заковать
– Это своеобразная дань нашим отцам и дедам, которые 70 лет назад добились великой победы. Их боль, скорбь, их радость и печаль – воплотились в песни и музыку, которую мы и исполним, – уточнил руководитель старейшей рок–группы в Актобе Владимир СОВА.
О СЛУЧАЙНОСТЯХ
Вообще, в биографии «Света» полным–полно случайностей. Взять хотя бы дату основания группы. 23 февраля 1987 года коллектив дал первый официальный концерт на сцене ДК «Химик». Эту дату выбрали в городском отделе культуры. Выступление получилось настолько ярким, что группа решила выступать столько, сколько может. Это обещание, данное много лет назад, участники «Света» держат до сих пор.
– Для нас 23 февраля – это двойной праздник. Армейская жизнь была суровой, но нужной. Воспитывался дух, закалялся характер. А день рождения группы – это всегда праздник. Праздник и для наших зрителей, – продолжает беседу Владимир.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ
– Мир изменился. Изменились взгляды на жизнь, сами люди стали другими. Современный рок тоже трансформировался, только ничего хорошего в этом нет. Никто ничего нового так и не придумал. Сейчас огромное количество каверов на действительно прекрасные вещи, которые много лет назад были хитами. Сейчас–то мелодичность потерялась. У меня дома радиоприёмник настроен на «Ретро FM». Так там так и оговаривается: хиты 70–х–90–х. Просто «нулевые» или наше время никто не упоминает. А почему? Да потому что идей свежих нет, отсутствует индивидуальность.
– Сейчас мозги у людей работают в другом направлении. Они зашоренные, многие слушают по инерции, не воспринимая, что хорошо, а что плохо. Компьютеризация изменила музыку, сейчас малой кровью стараются делать всё, лишь бы деньги были. Коммерциализация проектов – это вообще нонсенс! В музыке должна быть душа. К сожалению, в нынешнее время этого нет.
– Есть группы, которые оказали большое влияние на наш коллектив. Это и британские рок–группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Rolling Stones», это и знаменитые «Битлы». Заслушивались «Машиной времени» и группой «Воскресенье». Это классика рока. Жалко, что сейчас «Макар» стал другим, изменился. Мы в политику не лезем, мы музыканты.
Много лет назад понял, что нужно прислушиваться к классической музыке. Для меня было открытием, когда услышал увертюру к опере «Кармен» Жоржа Бизе. Или произведение Сергея Прокофьева «Александр Невский». Да это же рок в чистом виде!
– Бунтарский дух присущ всегда, этого не отнять. Я вот хоть сейчас могу по улице пройти босиком или надев «клеша́». Ничего плохого в этом нет. Главное – душевное состояние, а внешний вид ничего не значит. В нашей команде до сих пор остался дух того времени, может, поэтому мы внутренне молоды.
– Наш коллектив связан не только музыкой. Подходим друг другу идейно и духовно. Наша дружба проверена временем – нам хорошо вместе, это не передать словами.
– Никто из группы не гнался за славой. Да и сейчас не стремимся к популярности. Для нас важно понимание наших песен и композиций людьми. Много наших альбомов попало в зарубежные страны, иностранцы восхищались нашей музыкой – вот это важно. Важно нести свет в души, как бы пафосно это ни звучало.
– Название группы – тоже из разряда случайностей. Играли мы самобытной командой инструментальную музыку, и тут в начале 1980–х получаю письмо – приглашение от самого Давида Тухманова на всесоюзный конкурс. Первый тур прошли вне конкурса, а вот потом был стопор. Давид Фёдорович посоветовал нам придумать название и взять в группу солиста. Заморачиваться особо не стали: вместе с бывшим клавишником Сергеем Фоминым открыли журнал «Работница». Случайно открыли на странице, я с закрытыми глазами ткнул пальцем в слово, им оказался свет. Так родилось название.
– Сейчас много споров вокруг того, должны ли быть маты в фильмах или нет. Считаю, что ни в музыке, ни в кинематографе нет места нецензурным выражениям. Тогда это будет уже не искусство, а так… некий вброс в массы. Искусство – сложный процесс, иногда можно написать музыку за ночь, а иногда и десяти лет мало. Сейчас нас заедает быт, может, именно поэтому так мало новых песен и музыки собственного сочинения.
– Мы – музыканты старой закалки: если идти вместе, то идти до конца. Сейчас много групп–однодневок, таких я не понимаю. Думаю, что рок в Актобе будет всегда, даже если мы умрём. Есть много замечательных коллективов, которые играют хорошую музыку. Пока есть силы и внутренний потенциал, будем выходить на сцену и радовать всех поклонников настоящего рока.