В Москву, в Москву!
Наверное, каждый добившийся маломальского успеха в провинциальном городке рано или поздно задумывается: «А не тесно ли тут моим амбициям?». Есть и те, кто считает успех тут пустым, незначительным для самолюбия и сразу отправляется покорять ту или иную столицу. Актобе не стал исключением. За славой в большие города каждый год едут десятки актюбинцев. Кто–то возвращается, но кому–то удаётся стать на ступеньку ближе к мечте.
| ||||||
Ольга Виттих уехала в Москву и сыграла проститутку. | Илья Чкан стал лидером одной из московских рок-групп. | «Адаптация» гастролирует в Париже и Барселоне. | ||||
ПРОРОЧЕСТВО ОТ ЭМИРА
В последнее время имя нашего земляка Эмира БАЙГАЗИНА не сходит со страниц газет и телеэкранов. Его пример многих вдохновляет. Ещё бы: всего за пару лет головокружительный скачок в актёрской карьере – от крохотной роли на сцене в массовке актюбинского театра до роли Тамерлана в культовом блокбастере у самого Бекмамбетова. Но и это не предел. Награда на престижном кинофестивале в Берлине. Тут есть чему позавидовать.
Любопытно, что первая короткометражка Эмира «Весёлые и обиженные» была об актюбинском театре. О том самом месте, где Эмир делал свои первые шаги на пути к большому творчеству. Даже колоритные типажи не приходилось придумывать, они и так были перед глазами. Не нужно было требовать от актёров раскрывать взаимоотношения. Всего и так хватало.
Для актёра Степана БЕЛКАНОВА, играющего в фильме не слишком востребованного (и от этого пьющего) артиста, короткометражка стала пророческой. По сценарию актёр неожиданно получает большую роль в чеховской «Чайке». Идея была взята для абсурдности, ведь многие театры с мировой известностью на «Чайке» погорели, и факт постановки такой сложной пьесы на провинциальных подмостках уже комичен. Но каково же было удивление труппы, когда всего через два года в актюбинском театре действительно поставили «Чайку», где Степан получил большую роль. Правда, не Тригорина, как в фильме, а Треплева, но и Нострадамус иногда был неточен в пророчествах.
– Когда я показывал фильм комиссии, – с улыбкой вспоминал Эмир, – мне сказали, что актёр, играющий балетмейстера, сильно переигрывает, пытается соответствовать расхожему штампу о богеме. На самом же деле балетмейстер был самый настоящий, и занятия, которые он вёл, тоже. Я только изловчился и отснял интересные моменты.
Неизвестно, как сложилась бы судьба лауреата Берлинского фестиваля, если бы он решил остаться в этом мирке из фильма «Весёлые и обиженные» и ждать значимой роли на провинциальной сцене.
Значит, ехать всё–таки надо?
АКТЮБИНСКИЕ НОТЫ В МОСКОВСКОЙ МЕЛОДИИ
Илья ЧКАН тоже пробовал себя на нашей сцене, но больше его привлекала карьера рок–музыканта. Только меломаны с хорошей памятью вспомнят актюбинские группы «Васина мама» и «Ван Хельсинг», где играл Илья. Кстати, название группы «Васина мама» Илья придумал после яркого впечатления от знакомства с мамой одного из местных актёров. И само название до сих пор служит его визитной карточкой. Например, в электронной почте. Видно, это традиция такая, у креативных людей, взбирающихся по карьерной лестнице: увековечить в творчестве первую ступеньку этой самой лестницы.
Но самой группы уже нет. Сейчас Илья Чкан – солист и автор песен в московской группе «Восьмой день». Альбомы группы трудновато приобрести даже в Москве. Более того, и в Интернете их отыскать сложно. Хотя и диски «Васиной мамы» не издавались миллионными тиражами. Но если считать не в процентном соотношении, а по количеству поклонников, то переезд был не напрасным. Да и «московская рок–группа» звучит как–то попрестижней, чем «рок–группа из Актобе». Ещё – шансов, что заметит кто–то из продюсеров и решит инвестировать в малоизвестного, но талантливого исполнителя свои кровные, гораздо больше.
Получается, не зря несколько лет назад Илья сказал ошарашенной маме на кухне: «Я уезжаю в Москву! Так надо!».
ОТ СЛУГ МЕЛЬПОМЕНЫ К ЖРИЦАМ ЛЮБВИ
Заядлые актюбинские театралы наверняка помнят актрису Ольгу ВИТТИХ, супругу популярного в Актобе режиссёра Вячеслава Виттиха. Если не по фамилии (иногда в программках она значилась как Ольга Славина), то спектакли с её участием помнят наверняка. Главная роль в спектакле «Соловьиная ночь», одна из основных ролей в работе «Беспощадна, как сердце», Гермия из шекспировского «Сна в летнюю ночь», роль тоже далеко не маленькая. И это всего за три года работы в театре. Впечатляет! Сейчас она в Москве. Так же продолжает карьеру актрисы. Причём, не только театральной, но ещё и актрисы кино. Но вот только репертуарный лист (список ролей), мягко говоря, немного проигрывает по сравнению с актюбинским. Массовка в «Стилягах», эпизоды в сериалах «Татьянин день» и «След», маленькая роль в ситкоме (комедийной короткометражке). Хотя есть и главная роль – жрицы любви в клипе «Проститутка» малоизвестной воронежской группы «Серафим». Там главная героиня, обслуживая клиента, вытаскивает пару мелких купюр из его брюк, за что получает фингал от хозяйки. Роль, безусловно, драматичная, но даже малознакомый с актёрскими амбициями человек смутно догадывается, что Шекспира играть интереснее.
Может, всё–таки был прав Плутарх, когда говорил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме?
НЕАДАПТИРОВАННЫЙ К СТОЛИЦЕ
Наверное, любой житель постсоветского пространства, имеющий хоть какое–то представление о русскоязычном панк–роке, услышав хоть слово о Актобе, скажет:
– Это ведь оттуда группа «Адаптация»?!
А для большинства истинных поклонников панк–рока попасть на фестиваль «Суховей» – если не заветная мечта, то, по крайней мере, тайное желание.
– «Адаптацию» хочу–у–у! – мечтательно тянула одна москвичка, разочарованная выступлениями известнейших групп на рок–фестивале под Самарой.
Ну, ладно бы избалованная девица, но ведь и музыкальный критик Артём ТРОИЦКИЙ как–то заявил:
– Лучшая панк–группа, которую я слушал из наших за последние годы, это, пожалуй, группа «Адаптация».
Вот это да, вот тут я могу сказать – шапки прочь!
Да и график гастролей впечатляет и удивляет одновременно. Луганск, Саратов, Шахты, то есть совсем уж периферия, и Москва, Питер, Киев, Екатеринбург (уж в этих–то городах и местных звёзд хватает), даже Париж с Барселоной есть.
О вкусах, тем более о музыкальных, не спорят. Значит, тронуты и утончённые французские, и гордые испанские души актюбинскими аккордами. Но есть немаловажный факт. Покидать провинциальный Актобе, даже на волне бешеной популярности, музыканты не собираются.
Значит, не обязательно паковать чемоданы и покидать родные пенаты, чтобы покорить весь мир. Это можно сделать и дома.
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Но бывает, что и ехать никуда не надо, и стараться особенно тоже. Счастливый случай сам найдёт тебя. Яркий пример тому – участница телешоу Анна ВОРОШИЛО. И ничего такого вроде бы не сделала девушка, а стала бешено популярна, по крайней мере, в Казахстане. Правда, и ушла эта популярность так же быстро, как и началась. Вот что значит – оказаться в нужное время в нужном месте. Или лицо актюбинской водочной компании Елена КРИЦКАЯ, чей образ знаком каждому казахстанцу. Сейчас плакаты с её изображением есть даже в Лондоне, а ещё девушка снялась в клипе Валерия Меладзе. Хотя начиналось всё когда–то с заурядного конкурса красоты. То есть, не Меладзе и Лондон тогда были её целью, а скромный, но приятный титул «Мисс Актобе 2000».
От судьбы не уйдёшь.
|