В Актобе нашли «Золотого человека»?
Однако выяснилось, что ранее захоронение было уже основательно разграблено «чёрными археологами» – более половины исторических артефактов безвозвратно утеряны.
Возглавляет экспедицию сотрудник института археологии имени А.Маргулана, кандидат исторических наук Арман БИСЕМБАЕВ. Корреспондент «Эврики» связался по телефону с археологом Бисембаевым, который согласился немного подробнее рассказать о находке.
Курганы грабили переселенцы?
– Арман, как давно ты вынашивал идею копать там?
– Когда ещё существовал центр истории, этнографии и археологии (2007–2012 годы), нами проводились планомерные разведки, составлялись своды памятников. И вот тогда пришло понимание, что курганы на юге области могли быть нетронутыми.
Почему? Курганы грабились ещё в древности – попадались отчаянные люди, которые, не боясь ни кары богов, ни гнева родственников, занимались этим. В конце 19 – начале 20 веков, с переселением большой группы россиян с причерноморских и кавказских территорий, появились посёлки Херсон, Эрзерум… Большинство крестьян были потомственными копателями курганов. Понимаешь? Они–то и были первыми профессиональными «археологами». Между посевной и уборочной время есть – и они занимались грабежом курганов. Многие курганы в северной части области были ограблены повторно. В южных районах, где переселенцев почти нет, появляются шансы получить материал. Это – раз.
Второе. В южных районах, ближе к реке Эмбе, мы переходим границу сарматских зимовок. Здесь и концентрация крупных курганов увеличивается. По берегам Эмбы, Сагиза, Уила они встречаются в большом количестве.
Идея сдвигаться в поисках на юг приходила давно. Только южные экспедиции более затратны. Когда мы с тобой учились на истфаке, археолог Сергей Гуцалов проводил с нами практику в Мартуке, на Илеке – поближе к городу.
– Ты называл ранее ещё и такую причину: специально копаешь поближе к городу, опасаясь, что курганы в результате строительства или отвода земли под пашни попросту уничтожат.
– Как это, в принципе, сейчас и происходит. Город очень быстро растёт – мы не успеваем. Слишком большая область у нас. Она – как 3 Башкирии или 3,5 Венгрии. На нашу область (330.000 квадратных километров) небольшое число археологов. Просто не успеваем! На сегодняшний день имеет смысл проводить раскопки на юге области. Пусть даже это будет затратно.
Копают все!
– В этом году аким области инициировал программу по исследованию памятников региона. Мы, как археологи, предложили несколько направлений: эпоха бронзы, ранний железный век и средневековье. Собрали экспедицию из специалистов из обеих столиц и российского Орска. Раскопки финансируются из областного бюджета.
Мы начинали раскапывать курганы возле посёлка Кумсай в Мугалжарском районе. К сожалению, оттуда ничего «не вышло». Потом переместились в Темирский район, на границу с Байганинским. Здесь мы уже второй месяц.
– Когда появилось сообщение о вашей находке, в новостных лентах сразу замелькало: «Золотой человек». Теперь, наверное, престижно в каждой области найти своего «Алтын адама».
– Объём обнаруженных вещей очень значительный. Предметы, которые происходят из захоронения, тоже интересны. Предметы погребальной одежды (особенно головной убор) оригинальны. Нигде в специальной литературе я не встречал такой головной убор.
Впервые за 30 лет работы я увидел погребальную яму глубиной 6 метров! Для меня это очень удивительно – вырубить в породе, которая чередуется с песком и глиной, огромную яму в глубину, и ещё катакомбную нишу на юг. Вообще, там и курган огромный: высотой он 3 метра, но в диаметре – 60–70 метров. Это тоже говорит о многом.
Научная сенсация
– К какому времени относится захоронение и каков социальный статус погребённого?
– Это – сарматы, первое тысячелетие до нашей эры. В это время на западе современного Казахстана сложился мощный воинский союз. Возведение больших курганов здесь и у саков Семиречья обусловлено концентрацией людских ресурсов. Эти образования археолог Кемаль Акишев обозначил как «предгосударственное состояние». Государство образовать они не успели, но ещё Геродот назвал их представителей базилевсами, то есть царями. Они контролировали большие территории.
И в данном случае под земляной насыпью и толщей материковой породы захоронен человек, занимавший господствующее положение. С ним был захоронен и конь. К сожалению, грабители его обокрали, кости человека тоже перемешали. Бесстрашие грабителей поражает: это ведь нужно было прокопать узкий лаз на глубину около 9 метров. Кругом – сложное архитектурное строение. Это последнее прибежище царя. При жизни родственников царя вообще боялись приближаться к этому месту.
– Какой процент золотых изделий утрачен?
– Больше половины. Но даже то, что нам осталось, уникально. Мы получаем парадный головной убор, вроде царственного венца. Аналогов ему я не встречал. Он исполнен оригинальнее головного убора «Золотого человека» из Иссыкского кургана.
– В прессе уже встречается такое словосочетание по отношению к вашей находке, как научная сенсация.
– Не буду скромничать – его вполне можно применить. Дай бог теперь разобраться…
По возвращении в Актобе археологи планируют провести пресс–конференцию, на которой поделятся видео– и фотоматериалами и подробнее расскажут об уникальной находке.