Уик-энд в стране революций
Бишкек встречает гостей чистыми тихими улочками. Тут совсем нет суеты, присущей большинству столиц мира. Город утопает в зелени, даже в трущобах трудно найти хоть окурок, а улицы благоухают свежими фруктами, которые выставили на продажу милые старушки. Стаканчиками черешни, малины и ежевики торгуют, как у нас семечками или сигаретами, поштучно. От палящего солнца спасают раскидистые дубы и вязы, а на горизонте белеют вершинами живописные горы. Но такой идиллией столица кажется только из окна отеля. Стоит выйти на улицу, как очарование сменяется чувством тоски и безнадёжности.
Две «цветные» революции не прошли для Киргизии безболезненно. Даже в центре не покидает ощущение, что машина времени забросила тебя в лихие 90-е. Предприниматели, в том числе западные инвесторы, не спешат вкладывать деньги в развитие бизнеса. В первую очередь от этого страдает производство собственной продукции. Не считая хлеба, минералки, овощей и фруктов, в супермаркетах Бишкека удалось найти только алкоголь, тушёнку и колбасу местного производства. Всё остальное завозят из Узбекистана и Казахстана. Даже в дорогих ресторанах подают минералку казахстанских брендов. Легендарный дешёвый текстиль, которым завалены все актюбинские распродажи, купить можно лишь на рынке, и ориентирована эта продукция на экспорт. Если можно назвать экспортом толпу челноков с тюками и тележками, пешком переходящих пограничный пункт «Ак-Жол» у посёлка Кордай. Точно так же лет 25 назад актюбинцы везли дешёвые тряпки из Москвы и Китая.
Эту песню не задушишь, не убьёшь
Сфера развлечений в Бишкеке тоже сильно отстала от мира. Молодёжи ничего не остаётся, как проводить досуг в кафе и ресторанах. Недавно громким событием был рейв-фестиваль, то есть фестиваль электронной музыки. Весь мир переболел ею в 90-ых, а в Киргизии это направление только делает первые шаги. Зато панк-рок концерты, с килограммами марихуаны и литрами водки тут пользуются огромной популярностью. Точно так же, как у нас в 90-ых все ходили на концерты «Адаптации», чтобы выпустить пар или просто пообщаться с единомышленниками.
Зато со свободой слова тут всё просто отлично. Сайты не блокируются, новостные ресурсы могут писать, о чём вздумается, включая националистические статьи и призывы к свержению власти, по ТВ с получасовыми «новостными» сюжетами о жизни чемпиона по шашкам соседствуют шокирующие новости без всякой цензуры. Нельзя сказать, что властям это нравится, но трогать свободу слова не решался ни один президент. Ведь это единственное, что осталось у народа.
Булыжник – заработок пролетариата
Но двумя революциями история Кыргызстана может не ограничиться. Люди готовятся к третьему перевороту. К беспорядкам жители Бишкека привыкли, и они их уже не пугают, как раньше, а кто-то даже ждёт анархии с нетерпением.
– Когда началась вся эта заваруха с Атамбаевым, я как раз работал в ночную смену, – вспоминает таксист Эмиль СЫДЫКАЛИЕВ. – За всю ночь не было ни одного вызова от местных, только из аэропорта заказывали машину. И когда я подвозил очередного клиента, мы услышали, как рвутся шумовые гранаты и бежит толпа парней с закрытыми лицами. Я таксистом почти 30 лет работаю, город знаю до каждого переулка. В том месте, где пацаны бежали, за несколько километров нет ничего, что хоть какое-то отношение имело к политике, зато много крупных магазинов. Значит, они ждали, когда начнутся беспорядки, чтобы опять начать грабить магазины, как это было в 2010-м.
Бежит матрос, бежит солдат. Стреляют на ходу
Но владельцы магазинов уже научены горьким опытом. Весь ценный товар из торговых точек в центре бизнесмены вывезли на склады за город. В торгово-развлекательных центрах охрана дежурит в усиленном режиме, и посетители проходят внутрь только через ворота металлоискателя. К молодым парням в спортивной одежде особое отношение. Их досматривают особенно тщательно, чтобы «бунтовщики» не протащили в ТРЦ камни и холодное оружие. Рынки же и маленькие магазинчики закрываются намного раньше, чем в спокойные времена. В 2010-ом торговцам с «Дордоя» приходилось собираться в пикеты, чтобы защитить свои торговые точки от грабежа. Допоздна в центре города работают только кофейни и дешёвые столовые, где грабить-то особо и нечего, а сами жители столицы стараются не выходить лишний раз на улицу.
В субботу погода так и располагала к прогулкам, но людей в сквере возле мэрии и Белого дома почти не было, площадь перед зданием парламента уже привычно окружили турникетами. Мамы с колясками теперь выбирают для прогулок на свежем воздухе парки, расположенные как можно дальше от административных зданий. Во время «цветных» революций 2005-го и 2010-го годов пострадало немало людей, далёких от политики, а просто оказавшихся не в том месте при разгоне толпы.
Там где мы бывали, танков не давали
Любопытных, желающих вживую познакомиться с новостями, тоже стало меньше. Узнавать о том, что происходит на улице, люди предпочитают из соцсетей.
– Когда шёл штурм резиденции Атамбаева, все журналисты тут же приехали в Кой-Таш. Но как только сторонники экс-президента увидели камеры и фотоаппараты, в нас полетели камни, – поделился корреспондент портала «Klooр» Азат РУЗИЕВ. – Всё происходило ночью, и снимать тайком мы не могли, свет фонарей и вспышек нас бы выдал. Пришлось вести трансляцию со смартфона. Там ничего не было видно и не слышно. Тем не менее, мы даже на этом собрали больше 300.000 просмотров за час.
К стандартному набору журналиста из диктофона и фотоаппарата теперь добавился новый аксессуар, который теперь более необходим.
– У нас в редакции есть бронежилет. Самый дешёвый, не самого лучшего качества, но большего мы пока не можем позволить, – говорит редактор портала «Klooр» Эльдияр АРЫКБАЕВ. – В экстренной ситуации он не спасёт, но даже на такой у репортёров большая очередь. Нам нужно несколько бронежилетов, чтобы всех обеспечить, нужны каски. Когда мы отправляли репортёра в Кой-Таш, то не успели найти даже строительную каску. Из всей защиты у него был только лёгонький жилет. Но, как оказалось, среди других журналистов он был экипирован лучше всех.
Скидай пальто на нужды революции
Надежды, что милиция придёт на выручку, если случится что-то неладное, у народа давно уже нет. Если в своё время стражи порядка не смогли защитить даже президента, то что уж говорить о безопасности простых граждан? Это понимают не только мирные люди, но и преступники. Фонари светят слабо в самом центре столицы, а на окраинах их нет совсем. На крупных улицах парни в спортивной одежде высматривают из беседок очередную жертву, чтобы разжиться её кошельком или мобильником. Хоть до мэрии отсюда всего пара сотен метров, ни одного стража порядка за час встретить не удалось. В кофейнях посетители и сам бариста вздрагивали, когда в помещение входил новый посетитель. Ведь в такое время простых людей волнует совсем не капучино, а туристы в столице Кыргызстана – большая редкость.
Неудивительно, что в такой атмосфере люди стали более раздражёнными. Приветливы в этом городе лишь официанты, рассчитывающие на чаевые от единственного за вечер клиента, да старушки с ягодами, которым удаётся продать стаканчик малины случайному прохожему.
На игле революции
Как это ни странно, никто уже не помнит. из-за чего разгорелись первые революции в Бишкеке. Кто-то утверждал, что народ возмутило неуважение к конституции, кто-то считал, что всему виной супруга беглого президента Курманбека БАКИЕВА, которая слишком часто лезла в государственные дела. Якобы, народу не понравилось, что Татьяна Васильевна, русская по национальности, много на себя берёт, вмешиваясь в судьбу киргизов. Так или иначе, конкретную причину, почему толпы пошли громить Белый дом никто назвать не мог. О сторонниках же Атамбаева, защищавших резиденцию в Кой-Таше, никто вообще не сказал ничего хорошего. Люди уже устали от беспорядков, пусть даже во имя великой идеи. За 15 лет нестабильности в политике, никто уже не строит планы даже на ближайший год. Сейчас, когда новая революция может вспыхнуть в любой момент, это чувствуется особенно остро.
Не исключено, что именно такая тоска и беспросветность толкают народ на баррикады. Революция стала для граждан Киргизии своеобразным наркотиком, с которого невозможно слезть. И речь идёт совсем не о шпане, надеющейся насладиться сомнительной свободой погромов.
Щас полчаса побунтую и – домой
8 марта этого года в Бишкеке проходил мирный марш феминисток и примкнувших к ним представителей ЛГБТ. Столь вольное мероприятие прежде собирало не больше трёх десятков участников. Но в этот раз группа политизированных активистов-уятменов, предупредила, что если бесстыдницы появятся с плакатами на улицах, то местные батыры лично объяснят им, что место восточной женщины на кухне. Это привело к обратному эффекту. В знак протеста феминисток поддержали сотни жителей Бишкека, а милиция даже вызвалась охранять их от хулиганов. Это событие горожане до сих пор вспоминают с теплотой. Во-первых, выкрикивая мирные лозунги о правах женщин, удалось развлечься и выпустить пар, во-вторых. митингующие вновь почувствовали пьянящий революционный дух свободы, когда толпа чувствует себя единым целым. Но самое главное – эта революция прошла бескровно и без неприятных последствий. А это в стране, обожжённой двумя переворотами, огромная ценность.