Учиться никогда не поздно
Многие люди, услышав истории о том, что кого-то завербовали, испытывают удивление, непонимание и даже неприязнь по этому поводу. При этом подавляющее число людей уверены, что лично они точно бы никогда не оказались в такой ситуации. И многие из них ошибаются, так как подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально. Специалисты центра «Ихсан» часто сталкиваются с историями, когда молодые люди попадают в ловушки экстремистов.
– Одной из главных угроз для общества в настоящее время является религиозно-политический экстремизм, который направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, – говорит теолог центра «Ихсан» Роза БИСЕМБАЕВА. – Как правило, сторонники экстремистских взглядов стараются завербовать в свои ряды молодёжь, так как именно она является наиболее подверженной чужому влиянию. Основной причиной вовлечения молодых людей в ряды экстремистских организаций является низкий уровень религиозной грамотности, как в общих вопросах, так и в тонких догматических. В этой связи, актуальной проблемой для государства, в целях обеспечения дальнейшего прогрессивного развития общества, является создание стойкого иммунитета у молодёжи к воздействию пропаганды религиозно-политических экстремистских организаций. Учитывая особую важность сохранения стабильности в казахстанском обществе, деятельность управления по делам религий направлена на формирование в общественном сознании идей по сохранению казахстанских обычаев, традиций, укрепление диалога между конфессиями.
«Учителя» ищут именно молодёжь
Специалисты центра «Ихсан» читают лекции на темы «Религиозная ситуация в РК», «Радикальные религиозные течения в Казахстане», «Методы вербовки в деструктивные псевдорелигиозные организации», «Методы противодействия религиозному экстремизму и терроризму» и другие. На постоянной основе проводятся обучающие семинары, лекции в области и сельских округах. Участникам встреч показывают документальные патриотические фильмы и ролики по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
– В орбиту деятельности радикалов, проповедующих идеи экстремизма и нетерпимости, в основном попадает молодёжь, ведь эта категория социума не обладает устоявшимся мировоззрением, знанием, твёрдой жизненной позицией, у них отсутствует жизненный опыт, – подчёркивает теолог. – «Учителя» различных религиозных псевдоучений стараются завербовать их в свои ряды, используя при этом новые культы, новейшие инновационные средства распространения своих учений и считают себя выразителями современности. Их служители проявляют настойчивость и терпение. Почему? С молодыми людьми всегда легче работать: они здоровы, у них хорошая работоспособность, обладают высокой внушаемостью и самоотдачей. Этого достаточно, чтобы зарабатывать лидерам ДРО (деструктивных религиозных организаций) деньги и вербовать в свои ряды всё новых и новых членов. Но существуют и другие причины попадания молодых людей в религиозные секты. Жертвы рассказывают нам, что к вербовщикам их привели нерешённые социальные вопросы на селе: безработица, низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив, нереализованные возможности в разрешении финансовых и других проблем. Но основная причина заблуждения молодых людей заключается в необразованности, в полной неосведомлённости и в недостаточном понимании сути данного религиозного течения. Вероятно, главным средством подавления личности у них являются искусственно создаваемый информационный вакуум и социальная несвобода, приводящая к общественной пассивности, а еще страшней: к фундаментализму, экстремизму и разжиганию конфликтов на религиозной почве. Ведь, читая только так называемую «религиозную» литературу, человек быстро деградирует и перестаёт самостоятельно мыслить.
Молодой человек не в состоянии анализировать, правильно и критически оценивать ситуацию. Превращаясь, таким образом, в зомби, становится послушным и легко внушаемым. Он не способен к созиданию и росту и полностью выключается из активной общественной жизни.
Изучайте религию
Прежде всего, нужно повышать уровень религиозной грамотности молодёжи, считает теолог.
– Изучение уровня религиозности молодёжи и необходимость повышения религиозной грамотности – это главный способ противостояния в борьбе с религиозным экстремизмом, – говорит Роза Бисембаева. – Ведь именно молодёжь выбирает траекторию исторического движения общества. Государственная политика Казахстана направлена на сохранение мира в стране, стабильности и веры в светлое будущее. Ведь будущее в наших руках, мы не должны позволять кому-либо вмешиваться во внутренние дела нашего государства, вторгаться в наш дом чуждым идеям. Мы должны охранять свою семью, народ, культуру, традиции, обычаи наших предков. В этой связи нужно следовать традиционной религии, для того, чтобы сохранить свою идентичность и единство, формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. А последствия религиозной неграмотности – это облегчение вербовочной работы экстремистских религиозных организаций и отождествление обывательским сознанием всех практикующих верующих с экстремистами, стигматизация верующих.
В исламе нет места терроризму
– В Коране нет ни одной строки о том, что насилие и убийство открывают путь в рай, – говорит теолог центра «Ихсан». – История ислама подтверждает гуманистическую направленность и удивительную толерантность этого вероучения. Ложь, заблуждение, преднамеренно коварный обман, бесстыдное манипулирование сознанием – только так можно объяснить, почему те, кто называют себя мусульманами, становятся террористами. Это заблудшие, одурманенные, зомбированные люди, не имеющие никакого отношения к подлинному исламу. Настоящий мусульманин тот, кто является примером, который добр к другим, тот, кто желает всего того другим, чего желает себе, а межконфессиональное согласие – один из важнейших факторов сохранения политической стабильности общества, залог его успешного развития.
Как дать отпор? Для того, чтобы не попасться на уловки мотиватора, стоит быть избирательным в общении с незнакомыми людьми. Родители должны внимательнее относиться к подросткам, родственники и друзья – быть внимательнее друг к другу. Только так можно заметить, что с вашим ребёнком или лучшим другом происходит что-то неладное. Также стоит отметить, что практически все завербованные не проверяли достоверность полученной информации. Например, у имама местной мечети, который знает про ислам и может отличить экстремистскую литературу от традиционной исламской литературы. Поскольку большинство лиц, которые вербуют новичков, используют религиозную литературу с искажённым смыслом, противоречащим Корану.
Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, соблюдайте три правила:
1. Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
2. Перепроверяйте информацию, исследуя предмет полностью, начиная с отзывов в Интернете и заканчивая полицейскими сводками.
3. Составьте цели, продумайте пути их достижения. И тогда ни один вербовщик не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идёте вы для достижения намеченных планов.
Если возникли угрозы, то следует рассказать об этом близким людям и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.