«Толерантность должна быть нормой»
Главным достижением нашей страны является наше единство. Сформированная в Казахстане модель межконфессионального согласия – результат продуманной государственной политики. Казахская толерантность – это черта национального характера, выражающая терпимость к образу жизни других этносов, их поведению, традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Это говорит о том, что в обществе есть другое, отличное этническое начало, которое имеет право на уважение. Казахская толерантность стала в наше время чертой характера всех этносов, проживающих в Казахстане. Толерантность, которая основана не просто на мирном сосуществовании, а как показатель уровня единства и согласия. Ведь, как известно, к главным национальным ценностям казахского народа относятся единство и согласие.
Дети не делят друг друга по цвету кожи
– Айгуль Егизбаевна, давайте сначала определимся, что в мировом обществе подразумевается под словом «толерантность»?
– Это понятие было введено в научный оборот в 18 веке, – отмечает председатель ОЮЛ «Ассоциация НПО Актюбинской области» Айгуль Дюсенова. – В России стало употребляться в либеральной печати с середины 19 века. В середине 30-х годов это слово исчезло из политической лексики, пока не появилось вновь в начале 90-х годов. В западной цивилизации понятие «толерантность» возникло на религиозном уровне, оно определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.
Наверное, цикличность внимания к толерантности говорит о тех изменениях в обществе, так как толерантность – необходимое условие общения в современном мире. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, поэтому к каждому нужно найти свой подход и быть толерантным в любой ситуации. И в этой связи толерантный человек – это личность, которой присущи духовные и моральные ценности. Противоположным примером толерантности является отстаивание ребёнком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своём, применение силы для разрешения различных конфликтов. На сегодняшний день понятие толерантности является очень актуальным, так как в социуме наблюдаются различные нетерпимые проявления, которые касаются религиозности, национальности, веры, культуры, традиционных национальных устоев.
– Старшее поколение и молодёжь – какое поколение, на ваш взгляд, более толерантное?
– Если говорить о том, какое поколение более толерантное, то здесь нужно оттолкнуться от периода времени, в котором жило старшее поколение – это был Советский Союз, когда действовала коммунистическая партия, где чётко соблюдались иерархия, дисциплина. В этой связи старшее поколение является более толерантным, терпимым в силу тех жёстких рамок. В последнее время вместе с развитием демократии понятие толерантности стало более актуальным, более ясным, но не все его применяют.
Конечно, самые толерантные – это дети до 7 лет. В этом возрасте дети ещё не делят друг друга на национальности, пол, цвет кожи. Можно привести пример, когда дети из разных религиозных организаций проводили вместе досуг, и совершенно между ними не чувствовалось никакого давления друг на друга, обид, непонимания. Это самое яркое проявление толерантности. Дальше влияние на толерантность оказывают родители и всё окружение.
– Как нужно воспитывать детей, чтобы они были толерантными?
– Для того, чтобы воспитывать детей толерантными, нужно всему окружению быть таковым. Безусловно, в школе нужно проводить уроки толерантности, а также СМИ и общественным пабликам в социальных сетях демонстрировать такие примеры из нашего общества. Толерантность должна быть нормой, когда мы относимся на равных к человеку с ограниченными возможностями; другой веры; к человеку, который носит религиозную одежду; и так далее. Я давно работаю с религиозными организациями и хочу сказать, что, прежде всего, это то, кем является человек, а не его принадлежность к религии, партии или другой организации. К сожалению, мы сегодня видим, что мир стал нетолерантным, и очень тонкая нить проходит между терпимостью и неприятием. Бывает, что человек становится очень нетерпимым к другим высказываниям, культуре, национальности, государству, при этом он сам не задумывается о том, насколько он не толерантен.
– Насколько сегодня толерантно казахстанское общество?
– Нам есть над чем работать! Государственная политика должна строиться на развитии толерантности. Мы видим шаги в этом направлении, но, тем не менее, ещё много вопросов. Всё-таки, если сравнивать с другими развитыми странами, то Казахстан пока занимает даже не средние позиции, по моему мнению.
Кто такой патриот?
Детей нужно воспитывать не только толерантными, но и патриотичными.
Как считает общественный деятель Айгуль Дюсенова, слово «патриотизм» трансформировалось с годами.
– Думаю, что сегодня молодёжь вкладывает в это слово совершенно другие ценности, другой смысл. Патриотизм – это любовь к семье, к своему делу. В советское время чётко была выстроена система, которая прививала патриотизм с детства. Быть пионером – это гордо, петь гимн родной страны – это гордо. Сегодня молодёжь на службу в армию идёт не из чувства патриотизма, а ради военного билета и других целей. Конечно, какой-то процент молодых людей считает, что раз государство призвало, поэтому нужно ему отдать дань. В современном мире у многих есть возможность путешествовать, обучаться за границей, работать. Люди видят, какая жизнь за рубежом, как там соблюдают чистоту, какая там демократия, и бывает, что делают вывод не в пользу нашей страны. В поисках лучшей жизни молодёжь хочет уехать. При этом из чувства патриотизма остаться на родной земле, быть ей преданной, – сегодня это понятие воспринимается иначе. Люди хотят иметь здесь бизнес, квартиры с тем расчётом, что когда-нибудь захотят вернуться на родину, но это не является истинным патриотизмом. Но бывает, что, обогатившись другой культурой, человек хочет перенести свой опыт на родину.
Есть организации, которые работают на патриотическое воспитание. Например, поисковые отряды делают очень много по восстановлению имён погибших солдат, молодёжная политика создаёт проекты для школьников и студентов. Но нам нужно понимать, что такое сегодняшний патриотизм в «Жана Казахстане», что нужно делать, чтобы быть патриотом. Ведь каждый по-разному понимает «патриотизм». Например, человек спас на улице ребёнка – это проявление патриотизма, честный гражданин, который соблюдает все законы, тоже считает себя патриотом, так же, как и оппозиционер. А у кого-то флажок в машине – и он вот таким образом показывает любовь к своей стране. Государство должно вести широкую пропагандистскую работу, чтобы мы знали, от чего нам нужно отталкиваться для того, чтобы каждый мог сказать: «Я – патриот своей страны». Эти серьёзные вопросы должны дискутироваться, обсуждаться в обществе, и должны быть заданы чёткие критерии, позволяющие нашему государству, нашим жителям чувствовать себя патриотами, быть толерантными и быть приверженными тем ценностям, которые заложены в любом развитом демократичном государстве.
Патриотизму будут учить
К слову, недавно стало известно, что, начиная с 5-го класса, казахстанские школьники начнут изучать курс «Патриотизм и глобальные компетенции». По словам президента академии образования, курс направлен на развитие у обучающихся навыков исследования, анализа, коллаборации и коммуникации.
– Одной из особенностей образовательного процесса предстоящего учебного года является внедрение в 5-11 классах курса под названием «Патриотизм и глобальные компетенции», – сообщила Мадина ТЫНЫБАЕВА. – Академия отправила проект для ознакомления в региональные методические центры, уже разместила на сайте. После утверждения некоторых нормативных правовых актов, связанных с организацией учебного процесса, будут внесены окончательные изменения, а письмо будет направлено для работы в школы.