То яма, то находка
Актюбинская земля полна исторических сюрпризов. Наши археологи занимаются исследованием уникального археологического памятника, которому нет аналогов во всей Евразии.
Курганов – тьма
Памятник Кумсай (эпоха ранней бронзы 4.290 лет тому назад) уже сейчас можно отнести к уникальным археологическим объектам – это крупнейший в Евразии памятник ямной культуры. О его существовании актюбинские археологи узнали только в 2009 году, когда искали средневековое городище Мауленберды. Впрочем, местное население давно знало о том, что находится под землёй.
– Эта местность называется Кырык оба, что переводится с казахского как «сорок могил», – рассказывает учёный-сарматолог Аслан МАМЕДОВ. – Обнаружив курганы, мы в тот же день приступили к их изучению и приняли решение на следующий год организовать полномасштабные раскопки, потому что даже до начала полноценного изучения было ясно, что могильник уникален. Большое количество курганов объясняется тем, что природа под Уилом идеальна для разведения овец и лошадей – много травы, деревья, родники. Кроме того, при возведении курганов был важен вид, который открывается с этого места, ну а пейзажи здесь удивительной красоты.
На Кумсае уже насчитали 164 кургана, что автоматически выводит могильник в разряд беспрецедентных археологических памятников. Раскопки проходят под руководством директора Актюбинского областного центра этнографии и археологии Армана Бисембаева.
– На самом деле курганов было больше – около двухсот, – говорит кандидат исторических наук, археолог Талгат МАМИРОВ. – Но со временем они разрушались. Некоторые насыпи разрушила природа – талая вода, реки, овраги. Кроме того,здесь добывали красный песок для кирпича и по незнанию наносили курганам вред. Третьим ударом по Кумсаю стало строительство дороги Уил-Актобе, когда в центре могильника была сделана большая траншея. В этом году мы начали раскопки с 30 июня и продолжаем до сих пор. За это время нам удалось исследовать шесть курганов, под которыми обнаружили около сорока захоронений.
Ямная погребальная культура характеризуется тем, что впервые появляется традиция возведения насыпи (кургана) после того, как погребают человека. Для погребений той эпохи характерна поза в полусидячем положении. И вот почему...
– Обрати внимание на это захоронение, – говорит мне археолог Талгат Мамиров, показывая останки мужчины красновато-бурого цвета. – В те времена покойников густо посыпали охрой, символизирующей кровь. Мужчина находится в сидячем положении – это символизирует бытовой уют. Ноги подобраны к тазу, словно он сидит у домашнего очага. Чтобы придать телу такую форму, его связывали до наступления трупного окоченения и в таком виде уже хоронили.
Лопату – в Эрмитаж!
Могильник Сегизсай расположен в 10 километрах от Кумсая. Несколько минут тряской дороги на «уазике», и мы на месте. Археологи относят его к эпохе раннего железного века (2.300 – 2.400 лет назад). Наряду с Кумсаем этот могильник тоже отличился рядом уникальных находок, претендующих на серьёзные открытия.
Например, долгое время учёные ломали головы: как ранние кочевники умудрялись выкапывать столь солидные могилы – некоторые погребальные ямы достигают 3 метров глубины. Разумеется, для этого использовались подручные средства, вот только какие? Предположения на этот счёт высказывались разные: кто-то утверждал, что для рытья могил использовалась кирка – характерные следы встречаются на стенах некоторых захоронений. Есть даже версия, что кочевники копали ямы мечами. Но до сих пор не удавалось найти ни одного прямого доказательства использования каких-либо орудий труда. И вот на этот раз учёным повезло: в одном из захоронений они обнаружили уникальный артефакт – костяную лопату.
– Этой находке место в Эрмитаже или в Лувре, – уверен археолог института степи Уральского отделения РАН Сергей БОГДАНОВ. – Несмотря на то, что по погребальному обряду и антропологическим признакам это население несомненно происходит с территории Кавказа, такие памятники ещё не встречались.
Большинство представителей ямной культуры – довольно крепкие люди, ростом выше 180 см. И это не предел. По словам археологов, попадаются отдельные индивидуумы, чей рост превышает и двухметровую отметку.
– Два года назад здесь, в Кумсае, мы раскопали захоронение мужчины, который поразил нас своим величием, – рассказывает Аслан Мамедов. – В нём было два метра роста, огромные кости, надбровные дуги, как у Валуева, а челюсть, словно у Терминатора.Стоит заметить, что женщины времён раннего железного века не уступали мужчинам в боевом мастерстве. Свидетельством тому – стрелы и копья, которые археологи нередко находят в женских могилах. Подобные атрибуты были достойны только настоящих воинов.
Принц Уильский
Другое захоронение, относящееся уже к сарматам раннего железного века, было коллективным – мужчина и женщина лежали рядом, их руки покоились друг на друге – скорее всего, муж и жена. На поясе у мужчины длинный меч, явное доказательство того, что в то время уже использовали оружие для конного боя – мечи такой длины можно было использовать только сидя на лошади. На женщине золотые украшения – явный признак царской фамилии.
– В те времена каждая деталь одежды несла информацию о человеке – чем он занимался, к какому сословию принадлежал, – рассказывает художник Нурхат ШИЛЬМАГАМБЕТОВ. – Золотые украшения могли носить только представители знатных кочевников. Обрати внимание на узоры этого украшения: на нём изображён олень – явный признак сакского звериного стиля.
У входа в могилу лежал третий скелет – скорее всего, служанка. В те времена было принято вместе с умершим мужчиной хоронить членов его семьи. Мало кого смущало, что его супруга и слуги были совершенно здоровы. Чтобы воину на том свете жилось комфортно, родственников можно было и умертвить, что нередко и делалось. В жертву приносили даже детей.
Пётр ТРОЦЕНКО,
|