То ли мультик, то ли нет
«Не судите по одёжке»
– Аниме – это такое же творчество, как и музыка, кино, книги и прочее, – говорит любитель аниме Денис ЛЕБЕДЕВ. – У данного жанра очень мало границ, и потому он способен предоставлять больше вариантов сюжета, нежели кино. Аниме давно превратился в индустрию, где привлечение зрителей и денег идёт за счёт широкого объёма имеющихся «лучших практик» (сюжетных вариаций). В аниме по сравнению с кинофильмами больше поджанров: Кодомо (для детей до 12 лет), Сёдзё (для девочек от 12 до 18 лет), Сёнэн (для мальчиков от 12 до 18 лет),
Дзёсэй (для женщин от 18 лет), Сэйнэн (для мужчин от 18 лет). И многие другие.
Для каждого из этих поджанров характерна своя «лучшая практика». Для детей до 12 аниме не будет содержать никакой смысловой нагрузки. Для взрослых девушек аниме рассказывает о проблемах сильных и независимых женщин с нередкими эротическими сценами с главными героинями; об отношениях детей и родителей. А вот аниме для мужчин старше 18 рассказывают о крепкой мужской дружбе вперемешку с юмором, драками и развитием храброго главного героя.
– У знакомого (в том числе и актюбинцам) поджанра «хентай» тоже есть свои ответвления, – объясняет Денис. – Например, эротика, где большая часть наготы зацензурена, и порно, где всё наглядно. Всё это в той же Японии распространяется легально. Причём распространение там получают хентай-аниме, как с межполыми, так и с однополыми отношениями. Правда, как у них на рынке это всё сортируется так, чтобы детям доступа не было, я смутно представляю.
За партой сижу, искусство творю
Старейший найденный аниме-мультфильм «Кацудо сясин» (Движущиеся картинки) датирован 1907 годом и состоит из 50 нарисованных на ленте целлулоида кадров. Первые серьёзные аниме-студии стали появляться в Японии в конце 1950-х после поствоенного кризиса.
Вопреки общим представлениям об аниме, как постоянной демонстрации большеглазых стройных героев, это не первый жанр, который начал использовать такой приём в своих сюжетах. Этим промышляли и раньше – студии Disney и Warner Bros. А первым, кто в своих аниме стал использовать «большеглазый» приём, стал (под влиянием американских мультфильмов о Бетти Буп) аниматор Осаму ТЕДЗУКА. С выходом его аниме-сериала «Астробой» с глазастым главным героем в 1963 году в Японии и начался бум аниме.
Аниме-мультфильм является для некоторых зрителей эталоном качества просто потому, что перед выходом, как правило, он уже доказал свою востребованность в виде комикса.
– Главным плюсом аниме является доступность, причём не только для зрителя, но и для создателя, – рассказывает Денис Лебедев. – В данную индустрию может прийти каждый, потому что, согласно истории, почти любой мультфильм в данном жанре, даже самый известный, создавался из манги (комикса), которую будущий аниматор мог нарисовать в детстве, сидя за партой в школе.
Идеи, поставленные на конвейер
– Я как-то в комментариях под одним просмотренным аниме прочитал шутку, что создателю картины следовало бы попробовать свои силы в «хентае» (эротический поджанр аниме и манги) – настолько откровенными были сцены данного произведения, – вспоминает Денис Лебедев. – Из любопытства я проверил биографию этого аниматора, и оказалось, что он действительно и начинал свою карьеру с короткометражных эротических аниме, порой даже со сценами жёсткого порно с животными и прочими атрибутами.
Солидная доля аниме создавалась и создаётся по манге, нарисованной любителями, которым было сложно профессионально зарисовывать героев своих творений. Так и появлялся на свет уникальный минималистический стиль аниме-мультфильмов, которые, с целью сохранения шарма, рисовались в стиле автора манги-первоисточника.
Значительным вкладом в развитие аниме стало использование японской студией Toei Doga метода «ключевых сцен», то есть сокращения затрат на анимацию путём прорисовки отдельных визуально значительных кадров с гораздо большей детализацией, чем общий поток видео.
– Профессиональные художники рисуют глаза человека с доскональной точностью: зрачки, веки, ресницы, нижнюю и верхнюю дуги, – объясняет Денис Лебедев. – Однако для простого человеческого восприятия, по официальным подсчётам, достаточно верхней дуги и зрачка. Таким приёмом и пользуются авторы аниме и манги, рисуя своих персонажей только с самыми нужными чертами лица. Благодаря минимализму требующихся элементов, аниме-мультфильмы и комиксы штампуются сейчас, как на конвейере: ведь их рисовать проще.
За качественным сюжетом хоть на край света
То, что аниме любят в основном за красочность – миф. Первые аниме-творения выходили в свет в чёрно-белом формате, в том числе и «Астробой», а манги, по которым создаётся аниме, выходят в данной цветовой гамме до сих пор, потому что выполнены в форме традиционной японской чёрно-белой живописи. И вот уже почти 60 лет данный жанр только растёт в популярности, по большей части за счёт сценарной продуманности, а не анимации.
– Во множестве поджанров аниме каждый зритель может найти своё среди сотен тысяч вариаций характеров главных героев, – уточняет Денис. – Я впервые посмотрел мультфильмы данного жанра по кабельному телевидению ещё в 90-х, про роботов-трансформеров и про космический поезд. Тогда, на фоне повсеместных добрых советских и диснеевских мультиков сцены взрослого быта, даже насилия, выполненные в совершенно другом стиле рисования, с другой озвучкой и пейзажами, произвели на меня сильное впечатление. Необычно было видеть в мультфильмах столько откровений. Аниме-магазинов в Актобе и сейчас мало, а в то время на рубеже 90-х и «нулевых» – и подавно. Поэтому аниме-сериалы я долгое время скачивал в ужасном качестве через интернет, покупал диски, когда проезжал через Москву. Однажды набрёл в сети на аниме-сообщество, которое базировалось в Алматы. Я договорился тогда с их админом и выслал ему из Актобе поездом жёсткий диск через вокзального проводника за отдельную небольшую плату. По электронной почте я адресату дал данные рейса и вагона, и всё это в смутной надежде на то, что на другом конце страны поезд также встретят, заберут диск, скачают на него все запрошенные мною сериалы и таким же проводниковым методом отправят обратно. Но риск оправдался, и свой материал я получил!
Этот герой – мне как родной
В наши дни актюбинцы балуют себя просмотром аниме и манги по интернету абсолютно бесплатно. Получить фирменный диск с мультфильмом или комикс обойдётся фанатам в копеечку. Так, стоимость одного из 12 томов манги «Тетрадь смерти» объёмом до 300 журнальных страниц составляет около 5.000 тенге. Ставшие родными персонажи побуждают поклонников аниме заходить дальше покупки комиксов и мультфильмов и участвовать в конкурсах перевоплощений (косплее).
Подготовку к косплею актюбинцы осуществляют как самостоятельно, так и с помощью специальных дизайнеров.
– Для изготовления серьёзного костюма требуется много сил и денег, – рассказывает художник Алишер. – Косплееры могут сами шить себе костюмы из подручных или заказанных онлайн материалов, а могут заказывать готовый костюм дизайнерам или по интернету, в основном с AliExpress, вбивая в поисковик имя своего персонажа. Но готовые костюмы могут стоит десятки и сотни тысяч тенге, поэтому нужно знать, в каких онлайн-магазинах искать, и в какое время на них будут скидки.
В персонажа, одевающегося в классический человеческий наряд, можно перевоплотиться за считанные дни, а вот с фэнтези-героями процедура подготовки может в среднем занимать от двух недель до месяца. Маски и доспехи для таких личностей изготавливаются зачастую из папье-маше, парики заказываются онлайн, так как в Актобе найти их почти невозможно, а макияж зависит от навыков самого косплеера.