Театры вышли из online
Зрители соскучились по любимым спектаклям. Ну когда уже можно будет купить билет, устроиться в партере и наслаждаться игрой актёров на сцене? Когда откроется новый театральный сезон? Похоже, работники театра драмы имени Т.Ахтанова и сами не знают ответа на этот вопрос. Ремонт в здании затянулся.
– Мы точно не можем сказать, когда завершатся внутренние ремонтные работы, – признаётся художественный руководитель театра Нурлан БУКЕНОВ. – Обещают успеть до конца октября – начала ноября. Но актёры плотно трудятся: каждый день ходят на репетиции. Все хотят быть наготове, когда здание приведут в порядок. Мы восстанавливаем прежние постановки: «Лавина», «Чёрная бурка», «Козы-Корпеш и Баян Сулу». Несколько актёров из казахской труппы перевелись в южную столицу, поэтому нам пришлось обновить состав спектакля «Мукагали». Готовим для зрителей и премьеры. Но пока не подтвердил худсовет, я не могу о них рассказывать. Театр пригласил режиссёра из Алматы, который ставит совместно с филармонией спектакль-концерт, посвящённый Абаю и «Словам назидания».
Если вдруг в драмтеатре не успеют закончить ремонт к началу сезона (а такое тоже возможно), то придётся искать временную площадку для спектаклей.
– Будем добиваться согласия от управления культуры, – говорит худрук. – Как варианты – Дом культуры металлургов или кукольный театр «Алакай». Но всё не так просто. Если это будет «Алакай», то надо согласовывать наши репертуары, смотреть технические возможности сцены. У нас же не художественная самодеятельность: пришёл – и сразу начал играть.
Ну, а пока в храме Мельпомены главную роль играет его величество ремонт.
Осторожно, незлая собака!
«Чем больше узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки», говорил поэт Генрих Гейне. Театр кукол «Алакай» серьёзно подошел к открытию сезона и уже на этой неделе ждёт зрителей с трогательным спектаклем «Собака» по рассказу Нодара Думбадзе. Почему люди стали такими жестокими к братьям нашим меньшим? Каждую неделю мы слышим, как живодёры издеваются над кошками и собаками. Казахстанцы требуют в законе ужесточить наказание за обращение с животными.
– Этим спектаклем мы хотим пробудить в людях сострадание и доброту, – говорит директор кукольного театра «Алакай» Асия КУРМАНАЛИНА. – На генеральном показе даже многие взрослые всплакнули. Весь сюжет этой повести мы решили показать глазами собаки, одинокого существа на фоне военного времени. Искалеченное бродячее животное нашёл и приютил мальчик. Но вот в посёлок поступает указание: расстрелять всех собак. Что будет происходить дальше, зрители увидят сами.
Поставил спектакль алматинский режиссёр Антон ЗАЙЦЕВ. Директор театра уверена, что эта история будет полезна и взрослым, и школьникам. Премьера пройдёт 23 и 24 сентября. В зал будут впускать не больше 50 человек. А для самых маленьких зрителей «Алакай» сшил «Колючую шубку», сказку о дружбе.
– Мы сразу начали репетировать «Собаку», как только ослабили карантин в сентябре, – рассказывает Асия Курманалина. – А «Колючая шубка» успела выйти в первый день карантина. Для меня онлайн-спектакли – это профанация театра. Я говорила в управлении культуры, что у нас в штате нет видеооператора, который снимал бы наши спектакли так, как нужно, с правильными освещением и ракурсом. Как можно работать онлайн, если для этого нет условий... Да и кукольный театр не может существовать без зрителей.
«Еки Езу» ворвётся со стендапом
На карантине у театра сатиры «Еки Езу» было время поработать над старыми спектаклями и подумать над новым форматом шоу.
– К нам пришли новые актёры, – радуется директор театра «Еки Езу» Нурлыбек ЖУБАТКАН. – Мы всегда открыты молодым талантам. Утром работаю с профессиональными артистами, а после обеда – с новичками. Что касается репертуара, припасены новые миниатюры. Восстановили прежние комедии, сказки. Но с нашей спецификой выступать без зрителей трудновато. Мы готовы работать хоть на 30, хоть на 50 человек. Для нас ценен каждый. «Еки Езу» меняется, выходим из старого формата. Ребята скоро будут выступать в духе «Камеди клаб» и в таком популярном сегодня жанре, как стендап.
Филармония не покинула чат
Каждую неделю звучат разные голоса, разная музыка, но наблюдать за артистами филармонии пока можно только на экране мобильного телефона.
– Все наши творческие коллективы ходят на работу и непрерывно выступают в онлайн-режиме, – комментирует заместитель директора по творческой части Айбек КЕМАЛ. – Если честно, мы все устали от дистанционной работы.
На что только не пошли работники филармонии, чтобы не потерять концерты и зрителей. Но, увы, с карантином не поспоришь.
– Мы пытались подстроиться под новые веяния времени: социальная дистанция между зрительскими местами, дезинфекционная будка и термометр, – вздыхает Айбек Кемал. – Но нам всё равно не разрешили проводить концерты. Да и говорят, что скоро опять всех закроют в городе из-за второй волны. В «Центре искусств» самый большой концертный зал во всём Актобе, на 1.200 мест. Мы же не будем в таком громадном помещении ради 50 человек устанавливать звуковое оборудование, освещение. Нам нужно, чтобы в зале заполнили хотя бы 400 мест. А так у нас самые разные концертные программы. Но пока нам остаётся транслировать наши концерты в интернете.
Любовь с антисептиком
В новых спектаклях герои носят маски и дезинфицируют руки. Всё – как в наших суровых реалиях. Экспериментальный театр «Лестница» ждёт актюбинцев 3 октября в 19.00 на премьере спектакля «Четвёртый стул» в здании «Talant Studio». 30 зрителей увидят необычную лав стори.
– И знаете, что интересно: пьесу написали в 70-ые годы, когда свирепствовал некий азиатский грипп, – удивляется совпадениям руководитель театра «Лестница» Ольга ПАВЛОВА. – Материал мы нашли ещё до того, как началась пандемия. Кто же мог подумать, что нас ждёт впереди. В «Четвёртом стуле» люди ищут любовь, и им не помешают ни кризис, ни эпидемии.
На очереди у артистов театральной лаборатории ещё одна экспериментальная постановка и сказка для малышей. Но не только спектаклями вдохновлена руководитель театра «Лестница». В скором времени актриса и режиссёр Ольга Павлова планирует открыть творческую мастерскую для всех возрастов и национальностей:
– Зачем делить на казахские и русские труппы? Мы одной культуры, одной ментальности и можем обогащать друг друга. И ещё я понимаю, как люди устали от этой пандемии! Однажды ехала в автобусе с женщиной, и та мне призналась: «Вы знаете, сколько я всего ещё не спела». Она – экономист, сидит целыми днями в офисе, а ей так хочется петь. Так почему бы не дать людям возможность выйти на сцену и показать свой талант? Мы все в душе актёры и певцы.