«МАКБЕТ»
Это самая древняя из «проклятых» пьес. История гласит, что первый несчастный случай произошёл ещё на лондонской премьере 1611 года. Тогда прямо на сцене умер актёр, исполняющий роль Леди Макбет (в шекспировском театре женские роли исполняли мужчины). Его будто задушила невидимая рука. Через некоторое время прямо на спектакле покончил с собой дирижёр оркестра. Дело в том, что Шекспир не стал заморачиваться, придумывая зловещее заклинание для трёх ведьм в начале спектакля. Он списал его из книги по чёрной магии, найденной у женщины, сожжённой по обвинению в колдовстве. В России стараниями церкви пьесу запрещали целых 250 лет, до 1860 года.
Когда в 2004 году режиссёр из Тараза решил поставить «Макбета» на сцене актюбинского театра, в труппе страшная легенда как-то позабылась. Актёрские амбиции, а именно желание показать себя в серьёзной шекспировской пьесе, да ещё сильного режиссёра, оказались сильнее суеверий. Любопытно, что режиссёр Владимир ПЕРУНОВ выбрал для постановки редкий перевод «Макбета». Репетировать начали со сцены с ведьмами. Это естественно, ведь три ведьмы появляются в самом начале, к тому же, это один из самых сложных эпизодов. Сцену с ведьмами даже успели показать зрителям, в качестве анонса на концертной программе к открытию нового сезона. Но спектакль так и не увидел свет. Буквально через пару недель Владимир Перунов очень сильно заболел, да так, что не мог встать с кровати.
Безумная старуха из «Бернарды Альбы», пожалуй, самый зловещий персонаж.
«ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ»
Второе название пьесы Федерико Гарсия ЛОРКИ «Андалузское проклятие». Для самого автора эта пьеса и вправду была роковой. Поэта расстреляли, как только он закончил произведение, и, по иронии судьбы, завалившись в кабак, убийцы стали голосить его стихи, даже не зная, что час назад убили их автора. Да и само тело поэта таинственным образом куда-то пропало. В общей могиле не нашли его останков. Поставить пьесу впервые удалось только через 20 лет.
В пьесе «Дом Бернарды Альбы» нет потусторонних персонажей и мистики в привычном понимании. Женщины в испанской провинции после смерти главы семьи находятся в постоянном напряжении, которое перерастает в психоз. Подсознательные страхи вырываются наружу, что приводит к трагедии.
В актюбинском театре легендарную пьесу ставил режиссёр из Испании Альваро ГЕВАРА. Премьера прошла весной 2012 года, причём на Пасхальной неделе, а сдача попала аккурат на Страстную пятницу. Но ничего страшного ни на премьере, ни на многочисленных показах не произошло. Даже наоборот, спектакль успел побывать на театральном фестивале. Он был высоко оценён членами жюри. Через полтора года пришла страшная новость из Испании. Альваро Гевара умер от тяжёлой болезни.
Сцена из пьесы «Панночка». Режиссёр Вячеслав Виттих создал на сцене гнетующую атмосферу.
«ПАННОЧКА»
Заигрывать с мистикой Николая Васильевича – дело опасное. Об этом знают все актёры с 1967 года, когда на «Мосфильме» решили снять первый советский ужастик по повести Гоголя. На съёмках «Вия» Наталья ВАРЛЕЙ чуть не убилась, выпав из летающего гроба, на морском круизе лайнер, где отдыхала актриса, тут же попадал в шторм, как только публике пытались показать фильм с её участием. Первоначальный грим Вия был настолько жуток, что сам художник предложил от него отказаться, чтобы не шокировать впечатлительных зрителей.
Поэтому в 2009 году актёры актюбинского театра к чертовщине были готовы. Но потусторонние силы действовали хитрее. Либо швыряние икон на пол, настоящие церковные свечи, используемые в декорациях, и молитвы задом наперёд подействовали угнетающе, либо бесовщина всё-таки захватила грешные души, но в последние дни работы (и особенно после премьеры) ссоры, скандалы, старые обиды были остры как никогда. Даже гастроли в Орск, где «Панночка» была главным хитом, запомнились больше бытовыми склоками.
Что касается главной героини, так актриса Ангелина НЕДЮЖИНА после нескольких спектаклей отказалась от роли из-за чувства тревожности, которое её не отпускало. На премьерные спектакли она даже брала в гроб иконку, чтобы защититься от негатива. А весной этого года, после «Панночки», актёры попали в аварию на служебном автобусе.
«АЛИЯ»
Будет несправедливо остановить рассказ на пессимистической ноте. В репертуаре каждого театра есть спектакли, которые, наоборот, приносят удачу. Например, сразу несколько актёров, исполняющих одну и ту же роль, получают выгодное предложение и уезжают на работу в другой театр, или пара, изображающая на сцене любовь, вдруг на самом деле женится – и этим удивляет всех знакомых.
К таким постановкам относится и спектакль «Алия» (режиссёр Франц ПУХОВИЧ). По режиссёрскому решению, атмосферу войны, блокады или, наоборот, безмятежного мира, изображали шесть молодых девушек. Так вот, место именно шестой девушки постоянно оказывалось вакантно. Каждая актриса, исполнявшая эту роль в течение года, обязательно беременела. Театральная судьба не щадила при этом даже незамужних.
НАПАСЛЕДОК
Тем не менее, нельзя относиться серьёзно к истории с «проклятыми» спектаклями. Иногда это просто совпадения. Описанные случаи в актюбинском театре – это скорее пласт истории или культуры. Театральные легенды, которые обязательно отыщутся в каждой труппе с полувековой историей.
Фото из архива «Эврики»