Татарский компонент радости
Торг уместен…
С древности татары занимались торговыми делами, поэтому преуспевают в этом деле и сегодня. Торговля требует от человека честности и хитрости. К честному продавцу придут снова, а хитрость нужна для того, чтобы реализовать товар как можно прибыльнее. Оба эти качества и присутствуют у татар.
Считается, что татары в Актюбинской области появились во многом, благодаря Великому Шёлковому пути, который пролегал по территории региона. Татарские купцы не только торговали, но и ли переводчиками и посредниками в различных вопросах.
Известно, что оренбургский купец Музафар ГАББАСОВ в 1869 году получает разрешение на торговлю в укреплении Ак-Тюбе. А спустя несколько лет купцы ХАЙБУЛЛАЕВЫ, МАЗИТОВЫ и КУРБАНАЕВЫ уже ведут здесь организованную торговлю. Кстати, жилой массив, где проживали татары, актюбинцы до сих пор называют Татарской слободкой.
Хасана НАСЫРОВА в некотором роде тоже можно назвать торговцем. Несколько лет назад его брат приехал из Шымкента в Актобе, открыл компанию по продаже материалов для производства мебели. Чуть позже сюда приехал и Хасан. Делал мебель на заказ, а потом устроился в мебельный центр продавцом-консультантом. Трудолюбивый и упорный, парень «дорос» до управляющего. А потом решил оставить всё и… переехал в Мартук. В селе 26-летний Хасан тоже занимается мебелью, но думает развиваться в сельском хозяйстве:
– В татарский центр попал случайно. Сначала с активистами играли в волейбол, потом стал чаще приходить на праздники. Я в совершенстве владею татарским и казахским языками, поэтому в «Шатлык» ходил для общения.
2015-й год оказался судьбоносным. Со своей будущей супругой наш герой познакомился на «Чак-чак party». Рамиля тогда училась на втором курсе медуниверситета, изучала литературный татарский язык в воскресной школе при НКЦ «Шатлык». Знакомство, общение, любовь. А в прошлом году сыграли свадьбу. Выходит, что татарский центр соединил два одиноких сердца.
А в Мартук Хасан поехал вслед за своей супругой. Рамиля – теперь уже врач общей практики – решила приносить пользу стране, помогая сельчанам.
Любовь, похожая на сон
Интересно, но участники татаро-башкирского центра действительно часто находят здесь свою любовь. Ухаживают за своей дамой сердца татары скромно, но со вкусом. Берут не дорогими подарками, а природным обаянием. Так и случилось с Хасаном и Сайдой. В «Шатлык» парень пришёл в 2014 году. Обладая прекрасными организаторскими способностями, он стал играть заметную роль среди молодёжи, а затем и вовсе возглавил молодёжное крыло «Мирас»:
– На языковой вечеринке увидел Сайду, глаз не мог отвести, настолько она была прекрасна. Познакомились. Позже вместе ходили на сабантуй, изучали татарский язык. Так и поженились. Даже выиграли российский конкурс, как лучшая татарская пара. А «Шатлык» для нас – то место, которое греет душу. Там всегда тепло и уютно.
Сейчас Хасану МУХАМЕДЖАНОВУ 33 года. Пока супруга находится в декретном отпуске, финансист, медбрат, а ещё и программист заботится о ней и своих двух детях: трёхлетней дочери и четырёхмесячном сыне.
– Детям обязательно будем передавать традиции и культуру татарского народа. Думаем отдать дочь в детский ансамбль при центре, – говорит Сайда.
Женское дело
При татаро-башкирском центре действует женский клуб «Ак калфак». Девушек учат культуре, обычаям и традициям татар и башкир. Уважение к старшим, семейные ценности, как и сохранение собственного достоинства – передаётся от старших наставниц молодым особам.
А ещё здесь обучают прикладному и кулинарному искусству, ведь девушки должны уметь приготовить вкусный ужин и знать основы шитья национальных костюмов. К слову, XVIII век считается временем появления национального татарского костюма, а шили его так, чтобы он был удобен в обиходе. Особенность – шитьё в две иглы – передаются от матери к дочери уже много лет.
– Сейчас его уже осовременили, но знания не теряются, – поясняет Зарина КАЛМЕНОВА.
В татаро-башкирском центре девушка с 2008 года. Преподаёт прикладное искусство, организует мастер-классы. Является чуть ли не единственным в регионе специалистом по так называемому «каляпушному промыслу». Поясним: каляпуш – это такой татарский головной убор, тюбетейка. Без труда может сшить и калфак – женский головной убор. Ещё в начале прошлого века такие мастера имели почёт, уважение и весьма неплохо зарабатывали.
Дизайнер одежды может и больше: сшить национальный костюм, но пока на него нет спроса. Талант Зарины проявился и в другом направлении – она организатор свадеб, детских и семейных мероприятий.
– Заметила, что люди хорошо покупают подарки на свадьбу. Вот и стала делать эксклюзивные вещи – свадебные комплименты, а мои маленькие юрты сейчас есть не только во всех городах Казахстана, но и в Англии, Саудовской Аравии, Эмиратах. Причём я их не копирую, а сама придумываю и разрабатываю дизайн, – не без гордости замечает моя собеседница.
Рука помощи
Не чуждо татарам и волонтёрство. Людей, готовых безвозмездно помогать, в центре «Шатлык» достаточно. Среди них – Эльвир ТАГИРОВ. В этнокультурное объединение парень пришёл 9 лет назад 16-летним юношей. Изучал язык, пел, танцевал… Позже обнаружил в себе тягу к волонтёрству. После работы техник-технолог нефтегазового оборудования вместе с командой «Зелло-поиск» занимался поиском людей.
В прошлом году во время пандемии помогал с доставкой продуктов пожилым людям, оказавшимся в трудной ситуации. Сейчас работы у Эльвира много, однако парень старается найти время и силы для помощи актюбинцам:
– 2020 год стал тяжёлым годом для казахстанцев. И огромную помощь стране оказали именно волонтёры, своим терпением, неравнодушием и добротой доказавшие, что только вместе мы сможем преодолеть все невзгоды.
Пальчики оближешь
Лучший повар-кондитер татаро-башкирского НЦК – это, конечно же, Роберт НАСИБУЛЛИН. На кухне 30-летний парень творит такие шедевры, что, кажется, у него в соавторах сам кулинарный бог! В 2007 году актюбинец дважды стал призёром международного кулинарного конкурса в Казани.
Сейчас парень трудится пекарем в актюбинском кафе, а домашних частенько балует своими эчпочмаками, чак-чаком и беляшами. Кстати, секрет вкусных и сочных эчпочмаков прост – в начинку достаточно добавить чуточку домашнего сливочного масла.
Бороться до конца
Издревле традиционными татаро-башкирскими национальными видами спорта были борьба – кореш (борьба на поясах) и скачки – байга. Профессиональных побед в этих направлениях у актюбинских татар замечено не было. А вот в гандболе и волейболе татарские ребята были на высоте, становились чемпионами города и области.
Риян БИКМУХАМБЕТОВ в спорте с 6 лет. Начинал с бокса и ушу, а потом увлёкся рукопашным боем. Параллельно осваивал хореографическое направление, которое пригодилось ему в татарском ансамбле «Язгы моннар».
– В сабантуях пробовал бороться, но это было в качестве показательного выступления. Хотя кореш развивает ловкость и умение держать тело в равновесии, – поясняет Риян.
В свои 32 года парень является чемпионом области по рукопашному бою. Сейчас перешёл на тренерскую деятельность. Воспитал чемпионов области и Казахстана по жекпе-жек. В планах – открыть собственный спортивный клуб:
– Хочу и дальше воспитывать ребят, прививать волю к победе, уверенность в себе, чтобы они приносили победы с казахстанским флагом в руках.
Сохранить и приумножить
Активисткой молодёжного крыла «Мирас» является Розалия ИСХАКОВА. Девушка сильна в языках – в совершенстве владеет казахским и татарским языками. Неоднократная участница различных языковых фестивалей (к примеру, второе место на республиканском конкурсе «Абай оқулары 2020») постоянно совершенствует свои знания. В этом ей помогают как опытные преподаватели воскресной школы, так и интернет.
Дефицитные кадры
Татары и музыка – понятия неделимые. Есть даже такое выражение: «Где есть татары, там неизменно будет концерт». Национальные инструменты народа – гусли, курай и кубыз. Баян в СССР любили. Но больше всех им заинтересовались татары. Татары, наряду с русскими, считаются мировыми виртуозами игры на этом инструменте.
В народном ансамбле «Сайра гармун», который образовался в Актобе два года назад, четыре баяниста. Музыканты этого направления – дефицит, а женщин-баянистов так вообще по пальцам пересчитать. Два десятка лет выпускница музучилища Нурания ЗИНЕТОВА проработала школьным учителем музыки в селе Талдысай Айтекебийского района. Два года назад переехала в Актобе, устроилась преподавателем в частную школу, а чуть позже узнала о центре «Шатлык»:
– У нас очень дружный коллектив. Старшие коллеги где-то помогают, подсказывают. А репертуар подбираем все вместе: исполняем казахские и татарские музыкальные произведения.
Энтузиазма и энергии баянистки хватает и на детский вокальный хор ансамбля «Сәйлән». Под руководством Нурании Зинетовой занимаются около 40 детей от 5 до 16 лет.
– Детям нравится, и это главное, – считает музыкант. – С удовольствием разучиваем песни на татарском, казахском и русском языках. Причём не только народные, подключаем и композиции современных исполнителей.
Второй дом
Большую часть своей жизни нынешний руководитель татаро-башкирского центра «Шатлык» Эльвира ХАБИБУЛЛИНА посвятила обществу. И стар, и млад называют её уважительно – апай:
– У нас есть возможность изучать родной язык, историю и культуру. Изучаем культуру других народов и бережно относимся к их истории.
В этом году «Шатлык» отмечает свой 26-й год создания. При объединении действуют воскресная школа по изучению государственного, татарского и башкирского языков, совет старейшин, клуб женщин «Ак калфак», молодёжное крыло «Мирас», народный ансамбль песни и танца «Язгы моннар». Создание детского вокально-хореографического ансамбля – инициатива Эльвиры Гинаевны. Долгое время она была худруком НКЦ, а 6 лет назад приняла руководство своим вторым домом.
– Именно так называют «Шатлык» активисты центра. Тут мы и репетируем, и общаемся, и готовим, и получаем новые знания. У нас не просто общество, мы стараемся жить большой дружной семьёй, как это делали наши предки. У нас есть мечта – выпустить книгу о прошлом и настоящем татар и башкир Актюбинской области. Надеюсь, через некоторое время издание будет доступно жителям и гостям нашего славного Актобе, – подытоживает Эльвира Хабибуллина.